Сибирские огни № 04 - 1969
— У вас большой заводской стаж? — спросил я. И снова рассмеялась почти вся группа, никакого стажа у тебя, ра зумеется, не было. В свои восемнадцать лет ты побывал, ну, разве что на местном заводике, да и то, наверное, с экскурсией... Ты был уязвлен: все кругом улыбались, улыбалась и твоя соседка Олечка Астанина. •— А у вас? — запустил ты шпильку.—У вас-то большой завод ской стаж? Теперь и я почувствовал, что «завожусь»: чем мне было похвастать? Тремя годами конструкторской работы? Тем, что видел во время инсти тутских практик? — Если вас,—сказал я раздраженно и потому не очень ловко,— интересует мой личный опыт, я могу дать вам аудиенцию в свободное ют занятий время. Ты демонстративно хмыкнул. Я продолжал урок, но настроение у меня испортилось. «На самом деле,—думал я,— имею ли я право преподавать? Я, видевший так мало? Другое дело, если бы я, например, при случае мог вспомнить: — Когда я работал на ЗИЛе... Или: — В свое время мне пришлось участвовать в симпозиуме... Или: — А вот на Горьковском автозаводе, помню... Или: — Мы, уралмашевцы, тогда решили... Но ничего такого в жизни у меня не было. «А ведь возомнил себя чуть не преобразователем мира! — иронизировал я сам над собой.— Преобразовывать мир посредством воспитания стоящих личностей... я не подумал, достоин ли, способен ли, имею ли право?..» В общем, довольно невеселые мысли вызвал ты у меня своей шпиль кой... Но ты, по-видимому, считал себя неотомщенным, и началась у нас с тобой холодная война. Ты правильно рассчитал, куда наносить уда ры, ты стал задавать вопросы... У меня было такое впечатление, что ты их заранее готовишь, эти вопросы. И ты нередко ставил меня в за труднительное положение. Мне пришлось не спать ночами, просматри вать стопы технических журналов и книг; к каждой лекции я стал го товиться, как к бою... И все-таки я не мог читать пока что без конспекта, боялся отор ваться от него. Ты это подметил. Однажды, когда я назвал какую-то цифру, ты спросил: -г- А там у вас в конспекте не ошибка? Что-то больно много... Я знал, что не ошибся, но все-таки непроизвольно и испуганно гля нул в записи. — Нет, все правильно,— сказал я, облегченно вздохнув. Но ты-то своего добился, настроение у меня было опять испорчено. Ведь ты своим выпадом как бы напомнил: смотрите, какой он препода'- ватель! От конспекта оторваться не может... Да, Чердынцев, я и сам когда-то презирал преподавателей, читающих по конспекту. Ты выходил к доске в элегантной черной паре, высокий, стройный, чистое нежное лицо, только что пробившиеся усики над розовыми гу бами... Ты выходил чуть небрежно и все же красиво. Отвечая, ты слегка поигрывал ногой, предложения строил правильно, говорил много и бы стро, слова градом сыпались на меня, и я как-то не успевал вникать в их суть. Так было раз, другой, третий. Я ставил тебе пять, как ставили тебе пятерки большинство других преподавателей, ты считался «одним из лучших»... На меня, хотел я этого или не хотел, видимо, действовала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2