Сибирские огни № 04 - 1969

ченно слушал и смотрел... Сначала Виноградов четко формулировал за­ дачу, а потом как бы возбуждал в себе, а параллельно и у слушателей, желание разгадать, решить, проникнуть в суть. Он воображал себя на месте первооткрывателя, он как бы не знал еще решения и постепенно подходил к нему, подходил настолько близко, что кто-нибудь да не вы­ держивал. ■— Иван Степанович! — кричал какой-нибудь парнишка.—Так тут же...— И сбивчиво, несвязно что-то предлагал. — Садитесь, Сажин, золотая голова,— без тени фальши говорил Виноградов.—Но, ребята, это полпроблемы, сама проблема вот в чем...— И ловко начинал новый круг, начинал опять с завязки, но уже на более высоком драматическом накале. Снова следовал поиск, опять были ту­ пики... Тогда Виноградов замолкал и ждал, пока студенты переварят, пока до них дойдет. И, тонко чувствуя приближение этого момента, про­ водил мелом заключительный штришок или обрадованно делал вывод. Аудитория была довольна, взбудоражена, ведь она так и думала! Точ­ но! Только вот слов еще не хватало, чтобы выразить... А Виноградов, мимоходом пошутив или припомнив забавный случай из жизни, ставил перед аудиторией новую задачу. Чертежи на доске бы­ ли четки, даже красивы, слова были кратки и точны, голос от тихого, ровного мог подняться чуть ли не до громового и вдруг оборваться... и тогда следовал жест рукой. Как вершина, как кульминация, скупой, но вовремя сделанный жест. На лице могло быть недоумение, даже расте­ рянность, потом оно. изображало поиск, лоб морщился, в глазах отража­ лась работа мысли; затем лицо как бы светлело, и наконец, когда де­ лался вывод, оно было немного торжественным, твердым. Ни суеты, ни заикания, ни беготни по кафедре, ни окриков, ни нравоучений. Некого было прорабатывать: толковые слушали, разинув рты, забыв записы­ вать, бестолковые сидели тихо, потому что побаивались Виноградова. Глянув на часы, Виноградов выдохнул: — Все!.. А теперь запишем кратко то, что мы тут с вами натворили... И все записывали выводы, которые он диктовал теперь уже опять уравновешенным спокойным голосом. — Да-а-а,— только и сказал Глеб Устинович, когда они возврати­ лись в кабинет и закурили. — Понравилось?—заинтересованно спросил Виноградов. — Вы прямо... — Артист? — иронически улыбнулся Виноградов. И, посерьезнев, добавил: — Это, по-моему, доступно каждому. Только готовиться... и Да­ же репетировать надо. — Репетировать? Это как же? — Очень просто. Как актеры репетируют. Все до мелочей. Я, быва­ ет, так и перед зеркалом ораторствую... Кто бы посмотрел со стороны, сказал бы— тронулся товарищ! Ха-ха-ха! Иногда мне кажется, что я бы смог сыграть кого угодно: Гамлета, Отелло, Дон Кихота... только не пробовал ни разу. Конечно, все это для Глеба было откровением, он то и дело порывал­ ся встать и заходить по виноградовскому кабинету... Наконец, вспомнили про Евстратова. — Значит... папа, так сказать, нажал на все педали? ■—опросил Виноградов, снова опуская уголки рта. — Выходит так. — Гнать надо шалопая,—отрезал Виноградов,—Давно, причем. ЗЭ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2