Сибирские огни № 04 - 1969
бытия? Может быть, ее предстоит решить Кате, у которой тоже темные крестьянские руки и которая говорит о Л. Толстом: «Граф! вот потеха-то. Я полистала — скуч но, ничего не поняла,. бросила. Да и не когда мне читать». Люди «главного дела», «исток всех нас», «в неоплатном долгу» — эти слова принад лежат не витийствующему проповеднику. Скептик и противник высоких слов, Петр Морев заговорил высокими словами. Но этот пиэтет, это восторженное преклонение перед отвлеченным человеком земли в из вестном смысле едва ли лучше схематиче ских понятий, с которыми спорил герой, ибо там, где начинается преклонение — там как раз кончаются поиски, кончается трез вый анализ, от которого, по крайней мере, можно было немалое ожидать, а молодой ищущий герой незаметно готов превратить ся в свою противоположность. Написанная живо и горячо, повесть «Двенадцатый двор» поднимает ряд суще ственных вопросов (не зря она привлекла к себе внимание критики). Однако попытки ответить на них оказываются подчас куда менее убедительными. Ф. В а с и л ь е в а Д Е Л О И З А Р Х И В А Л ев Квин пользуется заслуженным признанием своих юных читате лей. Его книги интересны занимательным сюжетом, остроумны, веселы, не лишены безусловной познавательной и воспитатель ной ценности. В основе новой повести писателя «На чинают и проигрывают»1— не совсем обыч ное дело из судебного архива: семнадцати летний парень обвиняется в непреднамерен ном убийстве. Люди и события двадцати пятилетней давности обрели в произведе нии вторую, довольно трепетную и волную щую жизнь, воплотились в ряде запоми нающихся художественных образов. Действие протекает в небольшом сибир ском городе. Молодой офицер Виктор Кле пиков выписывается из госпиталя после тя желого ранения и демобилизуется. За ду шой у него — ни трудового опыта, ни спе циального образования (если не считать одного курса юридического института). Да и время было такое — не до свободного 1 Л е в Кв и н . Начинают и проигрывают. Повесть. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд„ 1933. выбора профессии. И человек пошел туда, где больше всего требовались его силы, его нравственная стойкость и мужественный ха рактер,— в угрозыск. Все происходящее в повести дано че рез восприятие начинающего следователя — может быть, несколько прямолинейно и кое-где чуть наивно, но подкупающе-иск ренне— в полном соответствии с непосред ственностью и страстностью его характера. Таким Виктор вышел в «гражданку», про стившись с госпитальным хирургом Курако- вым, за суровой и «непроницаемой» внеш ностью которого он не сразу разглядел во левого, чуткого и внимательного к окру жающим человека, стойкого и активного гуманиста. Клепиков удивляется «странно му умению этого чертова Куракова и всех других людей подобного рода запутывать н без того непростые человеческие отношения. Ведь доброе дело делают, доброе, но так, что хочется их же ругать». Однако и сам Виктор не вдруг и не просто научился рас путывать клубки человеческих взаимоотно шений. Нередко вслепую и предвзято входит Виктор в стихию милицейской службы. И как же он поначалу негодует! Боевой офицер, находящийся еще в плену мальчи шеских представлений о романтике «детек тива», он должен разгрызать «семечки»: разбираться в карманных кражах, склоках и мелких хищениях, вылавливать безбилет ников и хулиганов. Выпукло, сочно, гроте скно набросан портрет одной из тех, с кем «боролся» бывший фронтовик в тылу,— комической старой дамы в облезлых мехах, пришедшей с жалобой на соседку: га во рует у нее из перины пух! Сдерживая смех и ярость, Клепиков отделывается от «пух- старушки» и с профессиональной одержи мостью берется за настоящее, первое са мостоятельное дело. По «неопровержимым» уликам он во что бы то ни стало пытается разоблачить в своем подследственном — Андрее Смагине — убийцу Автор прощает ему эту одержимость Да и как же иначе? (Наверно, и врачу грешно радоваться каж дому трудному случаю в своей медицин ской практике, но ведь на «легких» заболе ваниях невозможно совершенствоваться!). Клепикову было «немного завидно», когда его друг Арвид в первый же день работы в угрозыске поймал убийцу, и он обрадо вался, заполучив «убийцу» сам, хотя чита телю с первых же страниц ясно, что Анд рей никакой не преступник. Тем не менее, нельзя не следить с самой глубокой заинте ресованностью за перипетиями следствия, за всем ходом решения увлекательной за дачи со многими неизвестными — раскрытия дела. В этом процессе приходится знако миться с самыми разными людьми, насе ляющими тыловой город,— сильными и сла быми, ясными и путаными, достойными и ничтожными, значительными и мелкими (некоторые из них, увы, играют только эпи зодическую и иллюстративную роль). Боль шинство зарисовок — черно-белые: такой и была палитра молодого лирического героя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2