Сибирские огни № 04 - 1969
тгуда не денетесь». Жизнь изменялась, а Григорий оставался прежним; бешеная зло ба на всех, кто стал поперек его пути, ох ватывала его, сознание собственного бес силия лишь усиливало эту злобу. Так зрел потенциальный преступник Григорий Морко вин. Петр Морев, язвительно споривший со своим шефом — районным прокурором Ни колаем Борисовичем Змейкиным, который заметил, что чувство собственности, как правило, «основа всех преступлений в де ревне»,— вынужден был с ним согласиться: «Да, несмотря ни на что, он все-таки прав. Морковина-старшего погубила част ная собственность, его двенадцатый двор». При всем том Морев не считает морковин- ское дело простым и ясным. Несмотря на внешнюю очевидность, и в этом случае надо перебрать все версии и найти единственно правильную, неопровержимо доказывающую конкретную вину. Ну, а если ясности все же не будет? У Николая Борисовича на этот случай есть свой ответ. Все равно, говорит он, преступник должен быть найден, ибо эго в целом воспитывает массы в духе уважения перед законом. И даже «пусть пострадает невинный, если это нужно для блага об щества». С этой мыслью Змейкина никак не может согласиться Морев. Общественная польза не может достигаться неправдой, на рушением обществом же установленных норм; такой путь лишит общественный ор ганизм жизнеспособности и нравственной силы. Так думает молодой следователь, и с ним в этом нельзя не согласиться. Но в то же время судебная практика Морева, его встречи с людьми Воронки вы зывают у него мысли и соображения уже не столь убеждающего свойства. Занимаясь делом Морковина, Морев не только решает вопрос об уголовной виновности или невин ности человека,— он соотносит свои дейст вия с проблемой искоренения зла в смысле широком и философском. Временами его охватывает неуверенность в силах добра, зло кажется ему более организованным И даже, когда это сомнение позади, герой не уверен до конца, так ли действует он, осу ществляя возложенный на него суровый долг; Морева тревожит'мысль о том, что «насилие всегда порождает ответное наси лие. Пролитая кровь ведет к новому крово пролитию. Неужели,— восклицает Морев,— это порочный круг? Как прорвать его? Как найти формулу борьбы со злом, которая была бы не кругом, а прямой, восходящей к звездам...» «Прямая, восходящая к звездам»,— это звучит красиво, мечтательно, но как-то не учитывает той трудной реальности челове ческого бытия, той логики общественной жизни, в ходе кото-рой разрабатывались и утверждались гуманистические принципы нашего общества. Не потому ли, активный в своих отвлеченных построениях, Морев не редко кажется слабей, когда надо действо вать, решать, давать отпор. В Воронке он слышит сетования старика из деревенской церкви об оскудении веры, о падении нрав ственности. И, как бы в подтверждение этого, возле церковного забора пьют и сквернословят несколько мужчин «Вы в их душах храмы разрушили! — негодует ста рик.— Разрушили, так на их место поставь те свой дом... Какой там... не ведаю. А вы — ничего». Может быть, Морев выступил с возражением старцу, может быть, он про тивопоставил ему свой символ веры? Нет, этого не случилось. Он молча вышел: «на душе было смутно». По-видимому, стремление понять жизнь во всей ее противоречивости, попытка выра ботать сложный комплекс идей весьма за трудняется этой душевной смутностью ге роя, накладывающей отпечаток на всю его деятельность. Избегая социологических формул, герой готов конструировать, как ему кажется, более широкие, а в сущности расплывчатые, социально размытые поня тия. Мореву очень импонирует взгляд на деревню как на исток всего сущего, то об щее аморфное определение крестьянина, ко торое связывается с чувством матери-зем ли, с зовом ее. Морев с надеждой и лю бовью прислушивается к рассуждениям Гу щина о великой силе любви к земле. Это «исконное мужицкое чувство», с которым связывается чуть ли не весь дальнейший поогресс деревни. Но именно здесь как раз и образуется тот круг, из которого сложно выйти, го смешение понятий, которое не по могает, а затрудняет познание истины сле дователем Моревым. И Михаил Брынин, и разрядивший в него свой револьвер Мор ковин одинаково вспоминают запах пахоты, пение жаворонка, для них одинаково су ществует фатальная неизбежность возвра щения к земле, к полям. Глубокое различие героев в этой точке как бы стирается, и Морев, глядя на натруженные, узловатые от работы руки Морковина, с сомнением ду мает: «И эта рука убила человека?» Разумеется, было бы в высшей степени неверно игнорировать существующие сель ские фадиции. Но при этом совершенно нет никакой необходимости впадать в тон интеллигентского покаяния перед отвлечен ным человеком деревни — перед людьми «с темными от работы руками», которые, по слову Морева, «делают главное дело в жизни», работают «за всех нас», и потому «мы в неоплатном долгу перед ними». В Во ронке герой обретает, с'его точки зрения, нечю очень важное. Здесь, в деревне, по является у него новое душевное состояние: «здесь я постоянно сталкиваюсь е какой-то, не знаю... прочностью, что ли, жизни. И с простотой, и с мудростью» — качествами, недостижимыми «в нашей городской суете». Но полно, так ли? Не слишком ли по спешны выводы, да и не оставляют ли они где-то позади драму потерянного человека, ту тревогу, которая возникает из рассказа о жизни и крушении Морковина. А как же быть в этом случае с остро заявленной про блемой духовной содержательности нашего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2