Сибирские огни № 04 - 1969
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ А, X а й л о в В О П Р О С Ы И О Т В Е Т Ы К огда знакомишься с «Двенадцатым двором» Игоря Минутко1, приходит на память— в силу общности темы, бли зости героев — роман «Повитель» А. Ива нова. И Григорий Бородин, и Григорий Морковин (он же Сыч) мечтали основать свое хозяйство; выработанная всем уже ушедшим укладом жизни психология собст венника не выветрилась у этих людей, она жила в них, побуждала на антиобществен ные поступки и прямые преступления И по весть И. Минутко и роман А. Иванова кон чаются крахом героев: в сопровождении двух милиционеров уходит из села Боро дин; в синюю машину с красной полосой вталкивают Сыча... То, что писатели как-то очень близко, почти на одном и том же месте ставят по следнюю точку, не только подчеркивает сходство. Книги эти — при всей близости тех или иных содержательных моментов — разные. Различен сам тон, сам стиль, за ко торым стоит писательская концепция жиз ни; непохожи, наконец, сами повествовате ли. Если у А. Иванова повествователь скрыт где-то «за кадром» романа, то у И. Минутко он подчеркнуто выдвинут как самостоятельное действующее лицо, непос редственно вовлеченное в конфликт. Эго молодой следователь Петр Морев. Он еше ничего не знает о Морковине, многое об этом герое ему еще предстоит узнать. Его собственное мироощущение пока в процессе формирования, и это обстоятельство во многом определяет своеобразие, достоинст 1 И г о р ь М и н у т к о . Двенадцатый двор. «Юность», 1968, № 1, 2. ва и недостатки повести. Морева волнуют моральные проблемы добра и зла, он пос тоянно думает о них, подвергая действи тельность скептическому анализу. С первых страниц повести он предстает перед нами как герой ищущий; собпвенно, и работни ком юстиции он стал не потому, что «так случилось», а ради торжества справедливос ти, «чтобы служить истине» Его глазами и предлагается читателю взглянуть на судь бу и жизнь Морковина и других героев «Двенадцатого двора», с его позиций ос мыслить сложнейшие жизненные вопросы. Взволнованный выезжает Морев на пер вое свое следствие в деревню Воронка, где убили молодого комбайнера Михаила Бры- нина; внимательно и долго изучает обстоя тельства убийства, выясняет личность по дозреваемых и прежде всего — Григория Морковина. Словно в зале с несколькими экранами, из рассказов разных людей, из кратких рправок жителей Воронки вырисо вывается в повести портрет Морковина- старшего— портрет страшный и трагичес кий. Выходец из бедняков, Морковин привет ствовал новую жизнь, но не потому, что ви дел новые возможности общества, постро енного на социалистических началах. Идею устранения исторической несправедливости, революцию он истолковывал в духе узком, ограниченном. На первых порах все, каза лось, соответствовало его «хуторской» меч те, и Григорий, недавно штурмовавший кронштадтских мятежников, обращался к товарищу-красноармейцу: «Слышь, землю дают большевики — наша теперь землица... Слышь, Пантелей, лошадь куплю, а может, две. Имеется у меня, имеется...». Морковин свернул, было, на колхозную дорогу, но не как Никита Моргунок, убедившийся, что там и проходит путь в Муравию. Вступле ние в артель было для героя не более чем тактическим шагом. «Да хто ж думал-то, что эго всурьез? — говорит Григорий следо вателю.— Иде это видно, чтоб от мужика землицу в общий котел?.. Все одно... Пого- дитя... Ишо нарежете мужикам землю. Ни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2