Сибирские огни № 04 - 1969

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ А, X а й л о в В О П Р О С Ы И О Т В Е Т Ы К огда знакомишься с «Двенадцатым двором» Игоря Минутко1, приходит на память— в силу общности темы, бли­ зости героев — роман «Повитель» А. Ива­ нова. И Григорий Бородин, и Григорий Морковин (он же Сыч) мечтали основать свое хозяйство; выработанная всем уже ушедшим укладом жизни психология собст­ венника не выветрилась у этих людей, она жила в них, побуждала на антиобществен­ ные поступки и прямые преступления И по­ весть И. Минутко и роман А. Иванова кон­ чаются крахом героев: в сопровождении двух милиционеров уходит из села Боро­ дин; в синюю машину с красной полосой вталкивают Сыча... То, что писатели как-то очень близко, почти на одном и том же месте ставят по­ следнюю точку, не только подчеркивает сходство. Книги эти — при всей близости тех или иных содержательных моментов — разные. Различен сам тон, сам стиль, за ко­ торым стоит писательская концепция жиз­ ни; непохожи, наконец, сами повествовате­ ли. Если у А. Иванова повествователь скрыт где-то «за кадром» романа, то у И. Минутко он подчеркнуто выдвинут как самостоятельное действующее лицо, непос­ редственно вовлеченное в конфликт. Эго молодой следователь Петр Морев. Он еше ничего не знает о Морковине, многое об этом герое ему еще предстоит узнать. Его собственное мироощущение пока в процессе формирования, и это обстоятельство во многом определяет своеобразие, достоинст­ 1 И г о р ь М и н у т к о . Двенадцатый двор. «Юность», 1968, № 1, 2. ва и недостатки повести. Морева волнуют моральные проблемы добра и зла, он пос­ тоянно думает о них, подвергая действи­ тельность скептическому анализу. С первых страниц повести он предстает перед нами как герой ищущий; собпвенно, и работни­ ком юстиции он стал не потому, что «так случилось», а ради торжества справедливос­ ти, «чтобы служить истине» Его глазами и предлагается читателю взглянуть на судь­ бу и жизнь Морковина и других героев «Двенадцатого двора», с его позиций ос­ мыслить сложнейшие жизненные вопросы. Взволнованный выезжает Морев на пер­ вое свое следствие в деревню Воронка, где убили молодого комбайнера Михаила Бры- нина; внимательно и долго изучает обстоя­ тельства убийства, выясняет личность по­ дозреваемых и прежде всего — Григория Морковина. Словно в зале с несколькими экранами, из рассказов разных людей, из кратких рправок жителей Воронки вырисо­ вывается в повести портрет Морковина- старшего— портрет страшный и трагичес­ кий. Выходец из бедняков, Морковин привет­ ствовал новую жизнь, но не потому, что ви­ дел новые возможности общества, постро­ енного на социалистических началах. Идею устранения исторической несправедливости, революцию он истолковывал в духе узком, ограниченном. На первых порах все, каза­ лось, соответствовало его «хуторской» меч­ те, и Григорий, недавно штурмовавший кронштадтских мятежников, обращался к товарищу-красноармейцу: «Слышь, землю дают большевики — наша теперь землица... Слышь, Пантелей, лошадь куплю, а может, две. Имеется у меня, имеется...». Морковин свернул, было, на колхозную дорогу, но не как Никита Моргунок, убедившийся, что там и проходит путь в Муравию. Вступле­ ние в артель было для героя не более чем тактическим шагом. «Да хто ж думал-то, что эго всурьез? — говорит Григорий следо­ вателю.— Иде это видно, чтоб от мужика землицу в общий котел?.. Все одно... Пого- дитя... Ишо нарежете мужикам землю. Ни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2