Сибирские огни № 04 - 1969
литературе. Безусловно, есть преемственная сщязь между стремлением Горького сры вать с деревни «воображаемые цветы» на роднических идеализаций, чтобы «протянуть руку за настоящим цветком», и — работой советских писателей по преодолению идеа- лизаторских тенденций не столь уж далеко го времени, чтоТты показать подлинную кра соту советского крестьянства. Юбилейная литература подарила новые биографические материалы и исследования. Правда, создание целостной биографии пи сателя,— популярной и научной,— о которой мечтали горьковеды, пока не состоялось. По-прежнему самыми солидными биогра фическими трудами остаются книги покой ного Ильи Груздева, хотя в чем-то они уже не вполне удовлетворяют современного чи тателя. Но публикации юбилейного года содержат немало важных изысканий, способ ных значительно прояснить некоторые эпизоды жизни Алексея Максимовича. Оче редной выпуск сборника «Горьковские чте ния» представляет собрание биографических исследований; подробно изучен эпизод, связанный с арестом Горького и заключени ем его в Метехский тюремный замок в 1898 году, широко раскрыты отношения пи сателя с социал-демократическими кругами Нижнего Новгорода, связи с большевист ской «Искрой». Хотелось бы выделить статью директора Государственного музея А. М. Горького Н. А. Забурдаева «Бабушка и отец А. М. Горького» и другую статью того же автора в «Сибирских огнях»1, о пре бывании деда и отца писателя в Сибири. При этом вводится в научный обиход не мало скрупулезно добытых фактов, многое уточняющих. Подлинным подарком читателю явилась книга одного из крупнейших наших горько- ведов Б. Бялика «Судьба Максима Горько го». Ученый, создавший большое количество оригинальных книг и статей о Горьком, на сей раз задался целью написать синтетиче скую книгу, сосредоточить итоги своих многолетних биографических исследований и научных поисков, «по возможности сжато обобщить» то, к чему автор пришел «в ре зультате длительного изучения жизни и творчества Горького и к чему пришла нау ка»2. Здесь густо собраны факты и мысли, это действительно суммарная, итоговая ра бота. В «Судьбе Максима Горького» опора на достигнутое наукой сочетается с ориги нальным, лично добытым исследователем и расширяющим наши знания о писателе. Потрясают, например, детали, рисующие последние дни Горького, ранее не фигуриро вавшие в биографической литературе. Нахо дясь на смертном одре, Алексей Максимо вич заносит карандашом на маленькие лис тики бумаги ощущения умирающего. Так художник выполнял свою последнюю рабо“ Н. А. 3 а б у р д а е в. Из Сибири в Нижний Новгород. «Сиб. огни», 1968, № 3, стр. 145—157. 2 Б. Б я л и к . Судьба Максима Горького. Изд. «Художественная литература», М.. 1968. стр. 8. ту. Вспоминается И. П. Павлов, умерший несколькими месяцами раньше и регистри ровавший для науки свои предсмертные переживания. Посетителям говорили: «Иван Петрович занят, Иван Петрович умирает». Однако особенность стиля автора «Судь бы Максима Горького» не в интересе к де тали. Подробности хороши у него тем, что они плотно и обязательно ложатся в сквоз ную концепцию книги. Автор утверждает величие Горького— писателя и человека. Как художник, он — центральная фигура мирового литературного процесса. Как че ловек,— одна «из центральных, самых крупных и самых характерных фигур XX столетия». Судьба Горького — невиданный взлет человека из самых глубинных низов к духовным вершинам эпохи — выступает в монографии как своеобразное выражение судьбы всей трудовой России «на крутом, трагическом и прекрасном переломе от предыстории человечества к его подлинной истории». В таком понимании Горького слышатся как будто традиционные для советского ли тературоведения представления. Но в сов ременных. условиях, когда, уж очень часто выражается желание видеть Горького так, «словно смотришь в бинокль перевернутый: все, что сзади осталось, уменьшено...», «тра диционное» приобретает боевой, современный характер. Важным аспектом горьковской биогра фии является исследование его взаимоотно шений с сыном. В ожидании выхода очеред ного тома «Архива Горького», где будет да на переписка Алексея Максимовича с сыном Максимом Алесеевичем, наша печать пред приняла публикацию отдельных писем. Под борку таких писем дал журнал «Юность», сопроводив ее вступительным словом Б. Бя лика «Сын», где кратко характеризуется история взаимоотношений писателя с сыном. Особенный интерес представляют эпизоды периода Октябрьской революции и граждан ской войны, когда Максим Алексеевич вы полнял совет и поручение В. И. Ленинг — быть рядом с отцом: «Ваш фронт — около вашего отца»,— говорил Максиму Пешкову Ленин. Хотелось бы только уточнить одну из де талей публикации. Помещая письмо Макси-, ма к отцу по поводу рассказа «Ланпочка», комментаторы утверждают, что он был впервые напечатан в «Известиях». В дейст вительности же «Ланпочка» перепечатана «Известиями» (№ от 20 июня 1918-го года) из газеты «Новая жизнь», где она была опубликована двумя неделями раньше б июня. Еще замечание по поводу биографиче ских публикаций полагаю уместным сделать. Одна сибирская областная газета поместила статью под сенсационным названием «За гадка одной строки». Речь идет в ней о то варище Горького казанских лет Сергее Со мове. В «Моих университетах» о нем гово рится как о ялуторовском ссыльном. Автор газетной статьи приводит выдержки из ма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2