Сибирские огни № 04 - 1969

литературе. Безусловно, есть преемственная сщязь между стремлением Горького сры­ вать с деревни «воображаемые цветы» на­ роднических идеализаций, чтобы «протянуть руку за настоящим цветком», и — работой советских писателей по преодолению идеа- лизаторских тенденций не столь уж далеко­ го времени, чтоТты показать подлинную кра­ соту советского крестьянства. Юбилейная литература подарила новые биографические материалы и исследования. Правда, создание целостной биографии пи­ сателя,— популярной и научной,— о которой мечтали горьковеды, пока не состоялось. По-прежнему самыми солидными биогра­ фическими трудами остаются книги покой­ ного Ильи Груздева, хотя в чем-то они уже не вполне удовлетворяют современного чи­ тателя. Но публикации юбилейного года содержат немало важных изысканий, способ­ ных значительно прояснить некоторые эпизоды жизни Алексея Максимовича. Оче­ редной выпуск сборника «Горьковские чте­ ния» представляет собрание биографических исследований; подробно изучен эпизод, связанный с арестом Горького и заключени­ ем его в Метехский тюремный замок в 1898 году, широко раскрыты отношения пи­ сателя с социал-демократическими кругами Нижнего Новгорода, связи с большевист­ ской «Искрой». Хотелось бы выделить статью директора Государственного музея А. М. Горького Н. А. Забурдаева «Бабушка и отец А. М. Горького» и другую статью того же автора в «Сибирских огнях»1, о пре­ бывании деда и отца писателя в Сибири. При этом вводится в научный обиход не­ мало скрупулезно добытых фактов, многое уточняющих. Подлинным подарком читателю явилась книга одного из крупнейших наших горько- ведов Б. Бялика «Судьба Максима Горько­ го». Ученый, создавший большое количество оригинальных книг и статей о Горьком, на сей раз задался целью написать синтетиче­ скую книгу, сосредоточить итоги своих многолетних биографических исследований и научных поисков, «по возможности сжато обобщить» то, к чему автор пришел «в ре­ зультате длительного изучения жизни и творчества Горького и к чему пришла нау­ ка»2. Здесь густо собраны факты и мысли, это действительно суммарная, итоговая ра­ бота. В «Судьбе Максима Горького» опора на достигнутое наукой сочетается с ориги­ нальным, лично добытым исследователем и расширяющим наши знания о писателе. Потрясают, например, детали, рисующие последние дни Горького, ранее не фигуриро­ вавшие в биографической литературе. Нахо­ дясь на смертном одре, Алексей Максимо­ вич заносит карандашом на маленькие лис­ тики бумаги ощущения умирающего. Так художник выполнял свою последнюю рабо“ Н. А. 3 а б у р д а е в. Из Сибири в Нижний Новгород. «Сиб. огни», 1968, № 3, стр. 145—157. 2 Б. Б я л и к . Судьба Максима Горького. Изд. «Художественная литература», М.. 1968. стр. 8. ту. Вспоминается И. П. Павлов, умерший несколькими месяцами раньше и регистри­ ровавший для науки свои предсмертные переживания. Посетителям говорили: «Иван Петрович занят, Иван Петрович умирает». Однако особенность стиля автора «Судь­ бы Максима Горького» не в интересе к де­ тали. Подробности хороши у него тем, что они плотно и обязательно ложатся в сквоз­ ную концепцию книги. Автор утверждает величие Горького— писателя и человека. Как художник, он — центральная фигура мирового литературного процесса. Как че­ ловек,— одна «из центральных, самых крупных и самых характерных фигур XX столетия». Судьба Горького — невиданный взлет человека из самых глубинных низов к духовным вершинам эпохи — выступает в монографии как своеобразное выражение судьбы всей трудовой России «на крутом, трагическом и прекрасном переломе от предыстории человечества к его подлинной истории». В таком понимании Горького слышатся как будто традиционные для советского ли­ тературоведения представления. Но в сов­ ременных. условиях, когда, уж очень часто выражается желание видеть Горького так, «словно смотришь в бинокль перевернутый: все, что сзади осталось, уменьшено...», «тра­ диционное» приобретает боевой, современный характер. Важным аспектом горьковской биогра­ фии является исследование его взаимоотно­ шений с сыном. В ожидании выхода очеред­ ного тома «Архива Горького», где будет да­ на переписка Алексея Максимовича с сыном Максимом Алесеевичем, наша печать пред­ приняла публикацию отдельных писем. Под­ борку таких писем дал журнал «Юность», сопроводив ее вступительным словом Б. Бя­ лика «Сын», где кратко характеризуется история взаимоотношений писателя с сыном. Особенный интерес представляют эпизоды периода Октябрьской революции и граждан­ ской войны, когда Максим Алексеевич вы­ полнял совет и поручение В. И. Ленинг — быть рядом с отцом: «Ваш фронт — около вашего отца»,— говорил Максиму Пешкову Ленин. Хотелось бы только уточнить одну из де­ талей публикации. Помещая письмо Макси-, ма к отцу по поводу рассказа «Ланпочка», комментаторы утверждают, что он был впервые напечатан в «Известиях». В дейст­ вительности же «Ланпочка» перепечатана «Известиями» (№ от 20 июня 1918-го года) из газеты «Новая жизнь», где она была опубликована двумя неделями раньше б июня. Еще замечание по поводу биографиче­ ских публикаций полагаю уместным сделать. Одна сибирская областная газета поместила статью под сенсационным названием «За­ гадка одной строки». Речь идет в ней о то­ варище Горького казанских лет Сергее Со­ мове. В «Моих университетах» о нем гово­ рится как о ялуторовском ссыльном. Автор газетной статьи приводит выдержки из ма

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2