Сибирские огни № 04 - 1969
идеологически еще более вырос»1. А о том, что Л. Павлов пользуется шестым, пооктя- брьским изданием свидетельствует хотя бы следующее место: «Статьи Горького об от ношении религии и церкви к женщине по могают лучше понять, почему Ниловна к сорока годам стала такой забитой...»2. Кста ти, Касторский отметил: «...старчеством ма тери в известной степени объясняется то, что религиозность ее в первоначальном тек сте выступает резче»3 Становится очевид ным, что текстологическая беспечность авто ра статьи о религиозно-философском споре начала века лишает ее права на сколько-ни будь серьезные выводы. Внеисторичность ощутима и в трактовке поэмы «Человек». Л. Павлов пишет: «Поэма «Человек» — это гимн научному пролетар скому мировоззрению». И в подтверждение цитирует следующее место из поэмы: «Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия — вперед! — и — вы ше! — все — вперед! — и — выше!»4. Но по чему же этот довольно абстрактный призыв должен обязательно означать пролетарское и научное мировоззрение? Может быть, это лишь «отголосок отвлеченного романтизма», как писал о «Человеке» один близкий Горь кому литератор, присутствовавший при «рождении» шедевра?5*. Гот же литератор заметил, что после знакомства с Лениным Горький «уже не писал подобных афориз мов». Цитируемый нами автор — мемуарист, и его слово может быть не столь уж весомо в научной дискуссии. Но и ученые-исследо ватели далеко не единодушны в определе нии философского смысла поэмы. Н. К. Пик- санов, например, решительно осуждает по добный взгляд как отступление от конкрет ного историзма6 Полемизируя со взглядами на «Челове ка» Б. В. Михайловского и А. И. Овчарен- ко, Н. К. Пиксанов убедительно доказывает неверность их утверждений о свободе этого произведения от «романтического индивиду ализма» и о том, будто «в поэме Горького звучит* «романтизм коллективизма». Н. К. Пиксанов заявляет: «По именно «коллекти- .визма» и нет в поэме, а индивидуализм — заявлен с необычайной настойчивостью»7. Перекличку Горького с общегуманисуи- ческими идеями старой литературы отмеча ют и другие авторы. Один из горьковедов сравнивает поэму «Человек» с. «Вакхиче ской песней» Пушкина, «которую гак любил Горький. Оба произведения представляют собой гимн в честь неиссякаемых творческих .возможностей человека. И то и другое про изведение обращены против «ложной мудро 1 М. Г о р ь к и й . Материалы и исследования, г. 3, стр. 355. 2 «Север», 1958, № 2, стр. 103. 2 М. Г о р ь к и й . Материалы и исследования, г. 3, стр. 332. * «Север», 1968, № 2, стр. 99. 5 А. С е р е б р о в (Тихонов). Время и люди. <Сов. писатель», 1949, стр. 152. * См. Н. К. П и к с а н о в . Идейная история поэмы М. Горькопо «Человек». Сб «Вопросы русской литературы», вып. 2, Львов, 1966, стр. 11, } Там же, стр, 11. сти», против всего темного, отжившего, ре акционного. В обоих произведениях царит дух оптимизма, оба они полны солнечного света...»1 Но и Б. В. Михайловский, отступивший в этом пункте от строгого историзма, все же признает связь образа Человека у Горь кого с «романтическими образами Данко и Сокола»2, т. е. с образами того периода, когда идеалы Горького были еще несколько «смутны» и нечетки и о «научном пролетар ском мировоззрении» говорить было явно преждевременно. Михайловский же напоми нает о близости поэмы Горького к «Фаусту» Гете, где было сказано: «Каждому человеку врождено стремление мчаться ввысь и впе ред». Поэма «Человек», разумеется, дает широ кий простор для полемики, но меньше всего допустима здесь бездоказательная катего ричность, игнорирующая имеющиеся в лите ратуре разногласия. Жгучие споры вызывает драматургия Горького. Чаще всего они носят принципи альный характер. Но бывают суждения легкие, безосновательные. Вот как, напри мер, корреспондент омской молодежной га зеты передает разговор с одним из исполни телей роли Петра («Мещане») в местном ТЮЗе: «Вот говорят, это не Горький, или это — не Чехоз. Мне непоня гна такая аргу ментация. С тех пор прошло шестьдесят лет. И мы можем обращайся к ним только в одном случае — с целью найти в них отве ты на вопросы, которые важны для нас сейчас»3. «Только в одном случае»! А дру гие «случаи» — исключаются? Людские от ношения и конфликты? Человеческие харак теры? Мастерство драматурга? Его идеалы? Богатство языка? Теоретический уровень по добных выступлений исключает возмож ность серьезного спора. Но бывают дискуссии серьезные и значи тельные. Одним из конфликтных эпизодов юби лейного года явилась полемика, развернув шаяся вокруг постановки «Мещан» в Ленин градском Большом драма [ическом театре им. А. М. Горького. Нам привелось видеть этот спектакль Он захватывает постановоч ным мастерством режиссера, 1 алантливостыо актерского ансамбля, из которого все же выделяется фигура старого Беесеменова — Е. А. Лебедева. Режиссерские принципы Г. Товстоногова, выраженные в спектакле, высказаны в юбилейной с 1 а(ье, написанной им для журнала «Театр»4 Задачу постанов щика классической драмы Товстоногов ви дит прежде всего в поиске «точки сопри косновения» с современностью, в необходи мости «обнаружить сложную связь времен». Это сказано не только предельно точно, но * Н. Н. Ж е г а л о а. М. Горький и мировая культура. «Знание», М., 1968, стр 30. 2 Б. В. М и х а й л о в с к и й . Творчество М. Горького и мировая литература. «Наука», 1965, стр. 127. 3 «Молодой сибиряк», !9Ь8, № 109. * Г. Т о в с т о н о г о в . Мой Горький. «Театр», 1968. № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2