Сибирские огни № 04 - 1969

поспешным кажется нам и вывод автора, что «эти времена миновали». Инерция ста­ рого нет-нет да и прорвется иногда и в на­ ше время, теперь уже действительно в виде «отдельных попыток». Повторение пройденного можно, к при­ меру, услышать в статье Т. Куловой «Новая правда о человеке»1. Взаимоотношения Горького с декадентством трактуются здесь с традиционной прямотой: «С начала своей литературной деятельности М. Горький вел борьбу с декадентами... Горький раскрывал его реакционную, антиобщественную приро­ ду». Все это так и не совсем так. Отношения Горького 90-х годов к модернизму были намного сложнее. И в той же статье «Поль Верлен и декаденты», где недвусмысленно говорится, что «декаденты и декадентство явление вредное, с которым надо бороться», отмечается в качестве «важного факта» все растущий интерес общества к этому тече­ нию, которое «выделяет из среды их более талантливых и жадно читает и смотрит их произведения»2. Горький видел тогда в де­ кадентах людей, ненавидящих буржуазное общество, «с более тонкими нервами и бо­ лее благородной душой» Такими он считал Бодлера, Верлена, Маларме, Рембо и других. И вряд ли случайной была его длительная связь с одним из первых органов русского символизма, о которой широко и подробно, с подлинной научной добросовестностью рассказано в статье П. В. Куприянов- ского «М. Горький и журнал «Север­ ный вестник»3 Следует согласиться с мнением исследователя: «Неопубликован­ ные письма Горького к Волынскому 1897— 1898 годов подтверждают значитель­ ный интерес писателя к Символизму, «Северному вестнику» и его редактору Во­ лынскому. Кроме того, они дают возмож­ ность пересмотреть широко распространен­ ное мнение о том, что Горький уже в 90-е годы понял до конца ложное новаторство символистов и сразу же стал их разобла­ чать» В статье Т Куловой слышится старое «широко распространенное мнение», она игнорирует то новое, что добыто наукой, в частности, книгу К. Д. Муратовой «Возник­ новение и развитие социалистического реа­ лизма в русской литературе», вышедшую за два года до юбилея, где четко раскрывается диалектика горьковских отношений с дека­ дентством в 90-е годы4. В статьях 1968 года можно иногда заме­ тить рецидивы изжившего себя «метода» бездоказательных и волевых утверждений. Этим отличается, например, статья Л. Пав­ лова «Повесть М. Горького «Мать» и рели­ гиозно-философская полемика начала XX века». Верному решению важной проблемы здесь явно мешает заметная предвзятость 1 «Театр», 1968, № 3. 2 М. Г о р ь к и й . Несобранные литературно­ критические статьи. М., Гослитиздат, 1941, стр. 234. 3 Сб. «М. Горький и его современники» «Нау­ ка», 1968, стр. 21—50. 4 К. Д. М у р а т о в а . Возникновение и раз­ витие социалистического реализма в русской ли­ тературе. «Наука», 1966, стр. 165—168. автора. Создается впечатление, будто свои выводы он сделал до прочтения книги, а читая ее, лишь отыскивал подтверждения своих мыслей, мало считаясь с тем, что про­ тиворечит им. Л. Павлов утверждает, на­ пример, что героиня повести Пелагея Нилов­ на Власова довольно быстро «рассталась с богом» и от религии у нее «в конце пове­ сти, в сущности, остались только лексика и фразеология»1. Но, как известно, лексика и фразеология — не шелуха, которую легко отсеять, они — язык человека, его «реаль­ ное сознание». Да разве это только лексика, когда Ниловна на одной из последних стра­ ниц книги заявляет: «Насчет бога — не знаю я, а во Христа верю... И словам его верю — возлюби ближнего, яко самого се­ бя,— в это я верю!..»2 Думается, что ближе к истине Б. В. Михайловский, когда он пи­ сал о Ниловне: «Она отходит все далее от религии»3. «Отходит», но не рассталась. Аналогичный взгляд высказывает известный исследователь повести С. Касторский: «Пе­ рерабатывая образ Ниловны, Горький зна­ чительно умерил ее религиозность, устранил ряд рассуждений на религиозные темы. Со­ ответствующими исправлениями Горький подчеркнул, что по мере революционизиро­ вания сознания матери ослабевает ее рели­ гиозное чувство и, наконец, появляется сом­ нение в существовании бога»4. Как видим, дело обстоит много сложнее: ослабевает, появляется сомнение, но до окончательного разрыва не доходит. Вызывает недоумение и «научный аппа­ рат» статьи Л. Павлова. Говоря о связях повести «Мать» с религиозно-философскими спорами начала века, исследователь обязан пользоваться изданиями книги того времени. Ведь повесть имеет шесть редакций, и каж­ дая новая редакция в той или иной мере отразила идейное развитие писателя. Шес­ тая редакция настолько отличается от пер­ вых, что ею недопустимо пользоваться в исследовании об идейных спорах начала ве­ ка. Эта редакция была проделана в 1923 году. Внимательно рассмотревший все редакции С. Касторский писал о ней: «Ше­ стая, последняя, редакция была самой тщательной переработкой повести по всем направлениям. Переработан каждый образ, проверена каждая фраза»56. Разумеется, что изменения коснулись и образа Пелагеи Ни­ ловны. «Мать из старухи превратилась в сорокалетнюю женщину, и соответственно этому изменился ее характер: революцион­ ная деятельность Ниловны стала еще более убедительной, а в целом — образ матери 1 «Север», 1968, № 2, стр. 101. 2 М. Г о р ь к и й . Собр. соч. в 30 тт., т. VII, стр 466. 3 Б. В. М и х а й л о в с к и й . Творчество М. Горького и мировая литература. «Наука», М., 1965, стр. 359- 4 С. В. К а с т о р с к и й . Повесть М. Горько­ го «Мать». Учпедгиз, 1954, стр. 79. 6 С . В. К а с т о р с к и й . Из истории созда­ ния повести «Мать» (О первоначальном тексте повести). Сб. «М. Горький. Материалы и иссле­ дования», т. 3. Изд. АН СССР, 1941, стр. 355.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2