Сибирские огни № 04 - 1969
поспешным кажется нам и вывод автора, что «эти времена миновали». Инерция ста рого нет-нет да и прорвется иногда и в на ше время, теперь уже действительно в виде «отдельных попыток». Повторение пройденного можно, к при меру, услышать в статье Т. Куловой «Новая правда о человеке»1. Взаимоотношения Горького с декадентством трактуются здесь с традиционной прямотой: «С начала своей литературной деятельности М. Горький вел борьбу с декадентами... Горький раскрывал его реакционную, антиобщественную приро ду». Все это так и не совсем так. Отношения Горького 90-х годов к модернизму были намного сложнее. И в той же статье «Поль Верлен и декаденты», где недвусмысленно говорится, что «декаденты и декадентство явление вредное, с которым надо бороться», отмечается в качестве «важного факта» все растущий интерес общества к этому тече нию, которое «выделяет из среды их более талантливых и жадно читает и смотрит их произведения»2. Горький видел тогда в де кадентах людей, ненавидящих буржуазное общество, «с более тонкими нервами и бо лее благородной душой» Такими он считал Бодлера, Верлена, Маларме, Рембо и других. И вряд ли случайной была его длительная связь с одним из первых органов русского символизма, о которой широко и подробно, с подлинной научной добросовестностью рассказано в статье П. В. Куприянов- ского «М. Горький и журнал «Север ный вестник»3 Следует согласиться с мнением исследователя: «Неопубликован ные письма Горького к Волынскому 1897— 1898 годов подтверждают значитель ный интерес писателя к Символизму, «Северному вестнику» и его редактору Во лынскому. Кроме того, они дают возмож ность пересмотреть широко распространен ное мнение о том, что Горький уже в 90-е годы понял до конца ложное новаторство символистов и сразу же стал их разобла чать» В статье Т Куловой слышится старое «широко распространенное мнение», она игнорирует то новое, что добыто наукой, в частности, книгу К. Д. Муратовой «Возник новение и развитие социалистического реа лизма в русской литературе», вышедшую за два года до юбилея, где четко раскрывается диалектика горьковских отношений с дека дентством в 90-е годы4. В статьях 1968 года можно иногда заме тить рецидивы изжившего себя «метода» бездоказательных и волевых утверждений. Этим отличается, например, статья Л. Пав лова «Повесть М. Горького «Мать» и рели гиозно-философская полемика начала XX века». Верному решению важной проблемы здесь явно мешает заметная предвзятость 1 «Театр», 1968, № 3. 2 М. Г о р ь к и й . Несобранные литературно критические статьи. М., Гослитиздат, 1941, стр. 234. 3 Сб. «М. Горький и его современники» «Нау ка», 1968, стр. 21—50. 4 К. Д. М у р а т о в а . Возникновение и раз витие социалистического реализма в русской ли тературе. «Наука», 1966, стр. 165—168. автора. Создается впечатление, будто свои выводы он сделал до прочтения книги, а читая ее, лишь отыскивал подтверждения своих мыслей, мало считаясь с тем, что про тиворечит им. Л. Павлов утверждает, на пример, что героиня повести Пелагея Нилов на Власова довольно быстро «рассталась с богом» и от религии у нее «в конце пове сти, в сущности, остались только лексика и фразеология»1. Но, как известно, лексика и фразеология — не шелуха, которую легко отсеять, они — язык человека, его «реаль ное сознание». Да разве это только лексика, когда Ниловна на одной из последних стра ниц книги заявляет: «Насчет бога — не знаю я, а во Христа верю... И словам его верю — возлюби ближнего, яко самого се бя,— в это я верю!..»2 Думается, что ближе к истине Б. В. Михайловский, когда он пи сал о Ниловне: «Она отходит все далее от религии»3. «Отходит», но не рассталась. Аналогичный взгляд высказывает известный исследователь повести С. Касторский: «Пе рерабатывая образ Ниловны, Горький зна чительно умерил ее религиозность, устранил ряд рассуждений на религиозные темы. Со ответствующими исправлениями Горький подчеркнул, что по мере революционизиро вания сознания матери ослабевает ее рели гиозное чувство и, наконец, появляется сом нение в существовании бога»4. Как видим, дело обстоит много сложнее: ослабевает, появляется сомнение, но до окончательного разрыва не доходит. Вызывает недоумение и «научный аппа рат» статьи Л. Павлова. Говоря о связях повести «Мать» с религиозно-философскими спорами начала века, исследователь обязан пользоваться изданиями книги того времени. Ведь повесть имеет шесть редакций, и каж дая новая редакция в той или иной мере отразила идейное развитие писателя. Шес тая редакция настолько отличается от пер вых, что ею недопустимо пользоваться в исследовании об идейных спорах начала ве ка. Эта редакция была проделана в 1923 году. Внимательно рассмотревший все редакции С. Касторский писал о ней: «Ше стая, последняя, редакция была самой тщательной переработкой повести по всем направлениям. Переработан каждый образ, проверена каждая фраза»56. Разумеется, что изменения коснулись и образа Пелагеи Ни ловны. «Мать из старухи превратилась в сорокалетнюю женщину, и соответственно этому изменился ее характер: революцион ная деятельность Ниловны стала еще более убедительной, а в целом — образ матери 1 «Север», 1968, № 2, стр. 101. 2 М. Г о р ь к и й . Собр. соч. в 30 тт., т. VII, стр 466. 3 Б. В. М и х а й л о в с к и й . Творчество М. Горького и мировая литература. «Наука», М., 1965, стр. 359- 4 С. В. К а с т о р с к и й . Повесть М. Горько го «Мать». Учпедгиз, 1954, стр. 79. 6 С . В. К а с т о р с к и й . Из истории созда ния повести «Мать» (О первоначальном тексте повести). Сб. «М. Горький. Материалы и иссле дования», т. 3. Изд. АН СССР, 1941, стр. 355.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2