Сибирские огни № 04 - 1969
азербайджанский писатель Мирза Ибраги мов. Такое единодушие не означает, однако, отсутствия разноречий в понимании отдель ных сторон горьковского духовного богат ства. Различие заметно в понимании гуманиз ма. Часть авторов анкеты видит в горьков ском гуманизме прежде всего интерес к конкретному, отдельному человеку, для них особое значение имеет личность писателя в ее повседневной душевной щедрости, посто янной активной помощи людям и деятель ной заботе о них. Им особенно дороги те художественные произведения, где выступа ет чувство любви к частному человеку. «Он любил людей, а не просто человечество, что, как известно, гораздо труднее...» — пишет Ольга Берггольц. Умение открыть в людях «жемчужины человеческих качеств», «стрем ление увидеть во всякой, даже, казалось бы, окончательно падшей душе доброе начало» особенно дорого Владимиру Максимову. Но высказывается и другое понимание гуманизма. Леонид Леонов пишет: «Пре красное человеческое тепло излучалось из этого представителя новой человеческой по роды, но это была не тихая, поровну на всех, ко всем людям без изъятия всепро щающая любовь — это была воинствующая очистительная любовь, которой назначено преобразить планету». Леонов соотносит гуманизм Горького'с «новой правдой», прав дой революции: «Для Горького, как и для его Буревестника,— революция тот огненный воздух, о который опираются его крылья». В юбилейной литературе особенно много внимания заняло изучение идейных и жиз ненных связей Горького и Ленина. Теперь, когда с исключительной остротой встает проблема партийного руководства духовной жизнью общества, правильное понимание взаимоотношений вождя Коммунистической партии и великого художника социалистиче ской революции имеет значение далеко не локальное. В новых исследованиях импонирует не только значительное расширение круга при влекаемых фактов, но и продуктивное стрем ление уйти от некоторых старых схем, по рядком упрощавших проблему. Ленин не редко выступал в них в качестве мэтра, ре зонерски поучающею прилежного ученика Горького, а послушный ученик Горький ста рательно исправлял замеченные учителем ошибки. «На самом деле все было не гак просто»,— пишет А. Мясников1. Он стремит ся показать дружбу двух гигантов, исклю чавшую возможность простого ученичества. Великий мыслитель и политический деятель и великий художник слова, два громадных опыта, на равных сталкивались в дружеском идейном взаимообщении, не исключавшем полемики и расхождений. «Они могли убе дить друг яруга в чем-то или разойтись не убежденными. но не могли подавлять один 1 А. М я с н и к о в . Гений революции и худож ник слова. «Звезда», 1968, № 7, стр. 201. другого своим авторитетом, как бы он ни был велик»1. Впрочем, некоторые статьи на эту тему, содержащие немало цитат, ничего сущест венно нового в понимание вопроса не вно сят2. В юбилейный год появилось много новых работ, свидетельствующих о дальнейшем развитии науки, назвавшей себя далеко не идеальным словом «горьковедение». Горько- ведение-68 — наука совсем не идилличес кая, в ней идут трудные поиски верного понимания сложного наследия великого ху дожника, общественного деятеля и челове ка. Они чреваты научными спорами, сшиб кой различных взглядов, творческими конф ликтами. Все решительнее отвергается уста ревшее, косное, неверное. Внимательнее всматриваются исследова тели, например, в творчество Горького 90-х годов. Еще не так давно мировоззрение писателя в эти годы безапелляционно объяв лялось марксистским, утверждалось, что ав тор «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» с. первых шагов своих в литературе прочно стоял на позициях научного социализма. Тем самым затушевывалась подлинная идейно-художественная эволюция писателя, снималась сложность многих произведений 90-х годов, исчезало их стилевое своеобра зие по сравнению с творчеством писателя последующих периодов. Документы, письма, материалы, опубликованные в последнее время и пущенные в научный оборот, позво лили лучше разобраться в противоречиях мировоззрения писателя тех лет и полнее выявить его действительные идейно-эстети ческие позиции. «Суматоха эпохи»,— как справедливо замечает К. Д. Муратова в итоговой статье,— отраженная в сознании художника, должна найти более полное и серьезное раскрытие в советских исследова ниях о Горьком 90-х годов3. В статье Е. Тагера о революционном романтизме Горького4 и в некоторых других работах юбилейного года показано, как внимание к марксизму сочеталось у писателя с не до конца преодоленными симпатиями к народ ничеству и даже к учению Ницше. В 1898 году Горький писал Акиму Волынскому: «И Ницше, поскольку я его знаю, нравится мне». Следует согласиться с А. Мясниковым, когда он пишет об «отдельных попытках канонизировать» Горького, имевших место «в свое время»56. Неточно здесь только сло во «отдельные». Тенденции к каноническому подходу носили в это «свое время» доволь но распространенный характер. Несколько 1 «Звезда», 1968, № 7, стр. 251. 2 См., например: А. Во р о б ь е в. В. И. Л е- нин и А. М Горький. «Подъем», 1968, № 2. я К. Д. М у р а т о в а . Горьковедение 60-х го дов. «Русская литература», 1968, № 2, стр. 8—9. 4 Е. Б Т а г е р Революционный романтизм Горького. В кн «Русская литература конца XIX — начала XX в. Девяностые годы» «Наука», М., 1968. 6 А. ДАя с н и к о в. Горький участвует в со временных спорах. «Литература в школе», 1968, № 4, стр. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2