Сибирские огни № 04 - 1969

K P IfIT lilK A ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й Горьковский год Праздник горьковского столетия весной шестьдесят восьмого года напоминал бур­ ный весенний разлив: задуманный в тихих кабинетах Союза писателей и литературных институтов Академии наук, он постепенно разливался по страницам газет, сначала литературных, затем захлестнул всю перио­ дик у— столичную и периферийную — и, на­ конец, захватил всю страну, став подлинно народным торжеством. В нем приняли уча­ стие, кажется, все, начиная со школьников и кончая высшими государственными и пар­ тийными деятелями, торжественно возло­ жившими венок на могилу писателя нака­ нуне юбилейного дня. Столетний юбилей еще раз убедил в не­ преходящем значении наследия Горького. Стало очевидным, что интерес к Горькому объясняется не действием инерции славного имени, что его личность и книги продолжа­ ют быть существенным явлением нравствен­ ной и эстетической атмосферы современно­ сти, предметом столкновения идейных и политических взглядов. Столетняя дата явилась не только тор­ жеством. В горьковский год подводились итоги изучения жизни и творчества писате­ ля и намечались перспективы Читатели и писатели, критики и литературоведы стреми­ лись осмыслить значение и место Горького в наши шестидесятые годы, понять меру и характер воздействия художественного и идейного опыта автора «Буревестника» и «Самгина» на художественное сознание се­ редины века, претерпевшее за последнее время серьезные изменения. Вновь во весь рост встала тема: Горький и современная литература. В свете юбилея каждый советский писатель заново выверял свое отношение к Горькому. Об этом гово­ рилось на вечере в Большом театре, на праздничном форуме в г. Горьком, в юби­ лейных статьях и книгах. Этой же теме бы­ ла посвящена анкета журнала «Вопросы литературы». Исключительный интерес к проблеме горьковской традиции понятен: она состав­ ляет идейно-творческое начало социалисти­ ческой литературы, отношение к Горькому во многом выявляет отношение к революци­ онному знамени. Не случайно -так упорно и настойчиво стремятся недруги социалисти­ ческого искусства отгородить советскую ли­ тературу от Горьк'ого, объявляя его старо­ модным. провинциальным, консервативным, принадлежащим давно минувшему XIX веку и совершенно чуждым художественным ис­ каниям нашего времени. Разумеется, значение горьковской тради­ ции следует выявлять прежде всего на мате­ риале самой литературы. Но прямые выска­ зывания и признания со счетов сбрасывать не следует. И в этом плане ответы на анке­ ту «Вопросов литературы»1 и другие юби­ лейные выступления советских литераторов не оставляют сомнения в верности совет­ ской литературы горьковским началам. Пи­ сатели разных национальностей нашей страны громко заявили о жизненном значе­ нии для них горьковского опыта. «Нас, со­ ветских писателей, вынянчила горьковская «Мать»,— заявил Виль Липатов. Борис По­ левой сказал: «Опыт Горького делает и ме­ ня, как литератора, сильнее». Леонид Лео­ нов. давно бросивший крылатую фразу о современной литераторской генерации, вы­ порхнувшей на свет из широкого горьков­ ского рукава, вновь подтвердил эту мысль в своем вдохновенном юбилейном Слове и в ответе на журнальную анкету. Он подчерк­ нул благородную генетическую связь совет­ ской литературы с Горьким, имя которого «тесно связано с нашей эпохой». Для узбек­ ского писателя Айбека Горький — художник «нового типа, писатель-революционер, родо­ начальник литературы социалистического реализма». «Он принадлежит к числу тита­ нов, которые никогда не умирают»,— сказал • «Вопросы литературы», 1968, № 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2