Сибирские огни № 04 - 1969
K P IfIT lilK A ЕФ. Б Е Л Е Н Ь К И Й Горьковский год Праздник горьковского столетия весной шестьдесят восьмого года напоминал бур ный весенний разлив: задуманный в тихих кабинетах Союза писателей и литературных институтов Академии наук, он постепенно разливался по страницам газет, сначала литературных, затем захлестнул всю перио дик у— столичную и периферийную — и, на конец, захватил всю страну, став подлинно народным торжеством. В нем приняли уча стие, кажется, все, начиная со школьников и кончая высшими государственными и пар тийными деятелями, торжественно возло жившими венок на могилу писателя нака нуне юбилейного дня. Столетний юбилей еще раз убедил в не преходящем значении наследия Горького. Стало очевидным, что интерес к Горькому объясняется не действием инерции славного имени, что его личность и книги продолжа ют быть существенным явлением нравствен ной и эстетической атмосферы современно сти, предметом столкновения идейных и политических взглядов. Столетняя дата явилась не только тор жеством. В горьковский год подводились итоги изучения жизни и творчества писате ля и намечались перспективы Читатели и писатели, критики и литературоведы стреми лись осмыслить значение и место Горького в наши шестидесятые годы, понять меру и характер воздействия художественного и идейного опыта автора «Буревестника» и «Самгина» на художественное сознание се редины века, претерпевшее за последнее время серьезные изменения. Вновь во весь рост встала тема: Горький и современная литература. В свете юбилея каждый советский писатель заново выверял свое отношение к Горькому. Об этом гово рилось на вечере в Большом театре, на праздничном форуме в г. Горьком, в юби лейных статьях и книгах. Этой же теме бы ла посвящена анкета журнала «Вопросы литературы». Исключительный интерес к проблеме горьковской традиции понятен: она состав ляет идейно-творческое начало социалисти ческой литературы, отношение к Горькому во многом выявляет отношение к революци онному знамени. Не случайно -так упорно и настойчиво стремятся недруги социалисти ческого искусства отгородить советскую ли тературу от Горьк'ого, объявляя его старо модным. провинциальным, консервативным, принадлежащим давно минувшему XIX веку и совершенно чуждым художественным ис каниям нашего времени. Разумеется, значение горьковской тради ции следует выявлять прежде всего на мате риале самой литературы. Но прямые выска зывания и признания со счетов сбрасывать не следует. И в этом плане ответы на анке ту «Вопросов литературы»1 и другие юби лейные выступления советских литераторов не оставляют сомнения в верности совет ской литературы горьковским началам. Пи сатели разных национальностей нашей страны громко заявили о жизненном значе нии для них горьковского опыта. «Нас, со ветских писателей, вынянчила горьковская «Мать»,— заявил Виль Липатов. Борис По левой сказал: «Опыт Горького делает и ме ня, как литератора, сильнее». Леонид Лео нов. давно бросивший крылатую фразу о современной литераторской генерации, вы порхнувшей на свет из широкого горьков ского рукава, вновь подтвердил эту мысль в своем вдохновенном юбилейном Слове и в ответе на журнальную анкету. Он подчерк нул благородную генетическую связь совет ской литературы с Горьким, имя которого «тесно связано с нашей эпохой». Для узбек ского писателя Айбека Горький — художник «нового типа, писатель-революционер, родо начальник литературы социалистического реализма». «Он принадлежит к числу тита нов, которые никогда не умирают»,— сказал • «Вопросы литературы», 1968, № 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2