Сибирские огни № 04 - 1969

закончил: — Вы, мне думается, настоящих, кровавых жертв театру еще не приносили. Этой загадочной фразой и закончил Та­ тищев свой путь в «Красном, факеле». Расставание произошло в первых числах сентября 1926 г. На этот раз навсегда. Так закончился внутренне противоречи­ вый, но чрезвычайно яркий «татищевский» период истории «Красного факела». Он занял шесть с половиной лет. Как справедливо отмечал Н. Эфрос, «у каждого движения непременно есть своя инерция. Она выводит движение за его законные пределы и уродует его со­ держание»1. Нечто подобное произошло и с «Красным факелом». Родился он на стыке двух этапов рево­ люции, когда на смену романтике Октября и гражданской войны шла эпоха строек. Не случайно одесская газета «Коммунист», вышедшая в день открытия «Красного фа­ кела», 15 апреля 1920 г., объединяла в се­ бе сводки с фронтов и сообщение о начав­ шейся неделе восстановления транспорта: События следовали с ураганной быстро­ той, сабля и наган уступали место кирке и мастерку. В новых условиях конкретизации задач революции «Красный факел» быстро исчер­ пал свой запас нового, чем он был инте­ ресен и полезен. Нужны были новые идеи, воплощенные в конкретные образы, реали­ стическим искусством необходимо было за­ менить искусство абстракций. Но Татищев оказался во власти «инерции движения» и ничего не мог поделать ни с собой, ни с театром. Заканчивалась целая полоса в разви­ тии театральной жизни страны. Рубежом ее стал 1922 год — год окончания граждан­ ской войны. «Путь беспредметного, пафоса завершал изжитую линию «созвучия рево­ люции», однобокая линия на примитивное обобщение завершила историю агиттеат- ра»,— писал П. А. Марков* 2. Кривой гримассой приканчивала история прославленные в недавнем прошлом услов­ но-романтические спектакли «Красного фа­ кела». Но здесь вполне закономерен во­ прос — почему же не распался в ту пору «Красный факел»? Ведь если перестала работать идея, художественно, творчески объединяющая коллектив, то почему же те­ атр не разделил .участи десятков своих кол­ лег, начинавших, как и он, с торжествен­ ных деклараций и триумфальных успехов? Здесь вступило в силу то истинно здо‘ Н. Е. Э ф р о с . Театральные очерки. «Жизнь». 1922. № 1. 2 П. А. М а р к о в . Октябрьские постанов­ ки.—В сб.: «Правда театра», М., 1965. стр. 4 ровое, что было в «Красном факеле» — де­ мократизм управления, высокие морально- этические нормы, принцип коллективизма в творчестве и в жизни, словом, все то лучшее, что театр впитал от студий МХТ, от главы студийного движения К. С. Ста­ ниславского. Неразрешимым противоречием для Та­ тищева оказалась проблема соединения студийности с «передвижничеством». Те­ атр не мог остановиться, не мог прекра­ щать своих странствий без того, чтобы не начать гонку премьер, что неизбежно при­ вело бы к вырождению его в обыкновен­ ную провинциальную труппу. Но с другой стороны, странствуя, театр не имел воз­ можности вдумчиво, студийно поработать «для себя». Й по отношению к «Красному факелу» справедливы выводы П. А. Марко­ ва, утверждающего, что лишь «постепен­ но сосредоточивая около себя первоначаль­ но немногочисленного, но передового зри­ теля», получая от него «необходимое для работы духовное окружение», способна жить, экспериментировать и развиваться любая студия1. Наскоком врываясь в города, «Красный факел» был чужд их традициям, культуре, не успевал, не мог успеть создать «окружение из числа передовых зрителей». Повторяем, что это противоречие так и оказалось для «Красного факела» нераз­ решимым. Лишь в будущем, и не усилия­ ми отдельных коллективов, а созданием це­ лой сети колхозно-совхозных передвижных театров страна, разовьет идею «передвижни­ чества». По-новому, масштабно решится и проблема студийности, когда из стен те­ атральных вузов будут выпускаться полно­ стью сформированные театры-студии. В них, в этих новых театрах Гомеля и Нориль­ ска, Таганрога и Красноярска и многих других городов, безраздельно будут царить те же отношения дружбы и товарищества, юный энтузиазм, вера в огромное значе­ ние театра. Но не будем забывать опыта жизни и деятельности «Красного факела». Эта яр­ кая страница истории была закономерным и необходимым этапом развития советско­ го драматического театра. Своими наезда­ ми в города и рабочие поселки «Красный факел» 20-х годов вливал новую бодрую струю в театральную рутину провинциаль­ ной жизни, будил стремление к светлому и прекрасному. Театр действительно оправ­ дал свое название — ярким факелом вспых­ нул он на сером фоне театральной провин­ ции и осветил пути преображения сцены, пути создания театра нового типа, показал образцы своеобразных красочных ансамб­ левых спектаклей. 1 П. А. М а р к о в . «Правда театра». 1965. стр. 250—251.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2