Сибирские огни № 04 - 1969
закончил: — Вы, мне думается, настоящих, кровавых жертв театру еще не приносили. Этой загадочной фразой и закончил Та тищев свой путь в «Красном, факеле». Расставание произошло в первых числах сентября 1926 г. На этот раз навсегда. Так закончился внутренне противоречи вый, но чрезвычайно яркий «татищевский» период истории «Красного факела». Он занял шесть с половиной лет. Как справедливо отмечал Н. Эфрос, «у каждого движения непременно есть своя инерция. Она выводит движение за его законные пределы и уродует его со держание»1. Нечто подобное произошло и с «Красным факелом». Родился он на стыке двух этапов рево люции, когда на смену романтике Октября и гражданской войны шла эпоха строек. Не случайно одесская газета «Коммунист», вышедшая в день открытия «Красного фа кела», 15 апреля 1920 г., объединяла в се бе сводки с фронтов и сообщение о начав шейся неделе восстановления транспорта: События следовали с ураганной быстро той, сабля и наган уступали место кирке и мастерку. В новых условиях конкретизации задач революции «Красный факел» быстро исчер пал свой запас нового, чем он был инте ресен и полезен. Нужны были новые идеи, воплощенные в конкретные образы, реали стическим искусством необходимо было за менить искусство абстракций. Но Татищев оказался во власти «инерции движения» и ничего не мог поделать ни с собой, ни с театром. Заканчивалась целая полоса в разви тии театральной жизни страны. Рубежом ее стал 1922 год — год окончания граждан ской войны. «Путь беспредметного, пафоса завершал изжитую линию «созвучия рево люции», однобокая линия на примитивное обобщение завершила историю агиттеат- ра»,— писал П. А. Марков* 2. Кривой гримассой приканчивала история прославленные в недавнем прошлом услов но-романтические спектакли «Красного фа кела». Но здесь вполне закономерен во прос — почему же не распался в ту пору «Красный факел»? Ведь если перестала работать идея, художественно, творчески объединяющая коллектив, то почему же те атр не разделил .участи десятков своих кол лег, начинавших, как и он, с торжествен ных деклараций и триумфальных успехов? Здесь вступило в силу то истинно здо‘ Н. Е. Э ф р о с . Театральные очерки. «Жизнь». 1922. № 1. 2 П. А. М а р к о в . Октябрьские постанов ки.—В сб.: «Правда театра», М., 1965. стр. 4 ровое, что было в «Красном факеле» — де мократизм управления, высокие морально- этические нормы, принцип коллективизма в творчестве и в жизни, словом, все то лучшее, что театр впитал от студий МХТ, от главы студийного движения К. С. Ста ниславского. Неразрешимым противоречием для Та тищева оказалась проблема соединения студийности с «передвижничеством». Те атр не мог остановиться, не мог прекра щать своих странствий без того, чтобы не начать гонку премьер, что неизбежно при вело бы к вырождению его в обыкновен ную провинциальную труппу. Но с другой стороны, странствуя, театр не имел воз можности вдумчиво, студийно поработать «для себя». Й по отношению к «Красному факелу» справедливы выводы П. А. Марко ва, утверждающего, что лишь «постепен но сосредоточивая около себя первоначаль но немногочисленного, но передового зри теля», получая от него «необходимое для работы духовное окружение», способна жить, экспериментировать и развиваться любая студия1. Наскоком врываясь в города, «Красный факел» был чужд их традициям, культуре, не успевал, не мог успеть создать «окружение из числа передовых зрителей». Повторяем, что это противоречие так и оказалось для «Красного факела» нераз решимым. Лишь в будущем, и не усилия ми отдельных коллективов, а созданием це лой сети колхозно-совхозных передвижных театров страна, разовьет идею «передвижни чества». По-новому, масштабно решится и проблема студийности, когда из стен те атральных вузов будут выпускаться полно стью сформированные театры-студии. В них, в этих новых театрах Гомеля и Нориль ска, Таганрога и Красноярска и многих других городов, безраздельно будут царить те же отношения дружбы и товарищества, юный энтузиазм, вера в огромное значе ние театра. Но не будем забывать опыта жизни и деятельности «Красного факела». Эта яр кая страница истории была закономерным и необходимым этапом развития советско го драматического театра. Своими наезда ми в города и рабочие поселки «Красный факел» 20-х годов вливал новую бодрую струю в театральную рутину провинциаль ной жизни, будил стремление к светлому и прекрасному. Театр действительно оправ дал свое название — ярким факелом вспых нул он на сером фоне театральной провин ции и осветил пути преображения сцены, пути создания театра нового типа, показал образцы своеобразных красочных ансамб левых спектаклей. 1 П. А. М а р к о в . «Правда театра». 1965. стр. 250—251.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2