Сибирские огни № 04 - 1969
Выступив в печати, Татищев достаточно четко, по сравнению с прошлым, определил цели и задачи «Красного факела»: «Создать нового актера-мастера, кото рый явился бы ярким проводником рево люционной пролетарской идеологии... Провести художественно-идеологический репертуар, созвучный переживаемой эпохе, являющийся проводником новой револю ционной идеологии»1. Если сравнить теперешние высказывания Татищева с периодом организации театра, то мы убедимся в несомненном прогрессе. Но мало декларативных заявлений, нужны практические дела. В течение сезона 1925—1926 гг. Тати щев выпустил три спектакля, но ни один из них не отвечал им же самим предъяв ленным требованиям. С еще меньшим ус пехом, чем в Москве, повторил он свою по становку «Праздника святого Иоргена» по Бергстедту. В марте 1926 года вышла премьера ко медии Н. Эрдмана «Мандат», той самой, которая стала знаменитой благодаря мейер- хольдовской постановке. Для Татищева этот спектакль был серьезным экзаменом, испы танием его готовности следовать новым путем. Как же разрешил «Мандат» — злую и остроумную сатиру на мещанство, да к тому же еще и бытовую советскую коме дию — поклонник красивых сочетаний цвета и линий, всяческих «фонариков и красо чек»? Для Татищева понятие мещанства не вы ходило за пределы представления о чем-то пошлом, безвкусном, неопрятном. Оно бы ло «некрасиво», это мещанство, и брезгли во издевался режиссер над его уродством. С помощью конструктивной установки Та тищев сделал как бы поперечный разрез двухэтажного особняка Гулячкиных и за стал его обитателей в самых неожиданных, порой непристойных позах. Первое событие комедии — Варвару Гу- лячкину сватает гражданин Сметанич и в приданное требует родственника-коммуни- ста. Разговор об этом Надежда Петровна (М. Зимина) вела через дверь. Сын же ее, Павел Сергеевич Гулячкин (С. Тимохин), предполагаемый кандидат в «коммунисты», восседал во время диалога в уборной на стульчаке. Жилец Иван Иванович Широнкин (его очень остро играл П. Волошин) появлялся с горшком на голове, облепленный лапшой, в нижней рубашке, со спущенными подтяж ками и в галошах на босу ногу. Появлял ся, как черт из коробки, совершая акро батический прыжок с высокой конструкции, В натуралистическом ключе решались и многие другие эпизоды комедии. В постановке Мейерхольда «Мандат» не был только острой гротесковой коме дией. Была в спектакле тревожная нота. Она рождалась в результате понимания Мейерхольдом сущности мещанства как 1 См.: «Летопись театра», стр. 290, категории социальной. Отсюда брала, свое начало сила изобличения прикреплен ное™ этих людишек к вещам, к нажитому «добру», отсюда — появления персонажей на вращающихся кругах в обнимку с сун дуками, граммофонами, стульями. Отсю да — смыкающиеся стены, которые отгора живали Гулячкиных от жизни, отсюда их яростная приверженность к старому и экстаз при появлении «престолонаследни цы». Мещанство не только смешно и никчемно, оно живуче и страшно — гово рил спектакль Мейерхольда. Татищев полностью исключал из своего замысла социальные мотивы, заменив их морально-этическими, а оружием своим из брал натуралистические преувеличения. Так уже в режиссерском замысле была пред определена облегченность спектакля. Звучала знаменитая финальная фраза Гулячкина: — Мамаша, если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша? Чем же жить... И зрители отвечали Гулячкину дружным смехом. Действительно — кому придет в голову брать в расчет дела и помыслы этих мелких людишек! И вся страшная за сасывающая сила мещанства, его порази тельная жизнестойкость, сила изобличения мещанства, которое гнездится в каждом из сидящих в зале,— все это оказы валось вне поля зрения татищевского спектакля. Наконец, последняя краснофакельская премьера Татищева — «Розита» Андрея Глобы. Это была очень большая неудача. Предопределило ее качество драматургиче ского материала. Недовольство коллектива деятельностью- Татищева вновь нарастало. День ото дня актеры все яснее понимали его слабости. Татищев отошел от принципов условного эстетического театра, декларировал уста новки на художественное освоение идей современности. Но воплощать эти новые идеи новыми театральными средствами не умел, не мог. Он отяжелел, повторял уже найденные однажды постановочные прие мы, но приглашать других режиссеров на отрез отказывался. Собрание, на котором коллектив выска зал своему руководителю свои претензии, стало' последним краснофакельским собра нием в присутствии Владимира Константи новича. Произошло это в Славянске, ночью, после спектакля. Молча выслушал всех Татищев, ни сло вом не обмолвился. Наутро объявил свое решение. Голос его звучал ровно, спокойно, будто выписку из протокола читал созда тель «Красного факела»: — Будучи не согласен с намеченным из менением художественного пути театра, чувствуя полное расхождение в своих те атральных устремлениях с устремлениями большинства коллектива, я и Надежда Ивановна покидаем театр... А вы...— голос Татищева понизился и почти шепотом он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2