Сибирские огни № 04 - 1969
Наконец, наступил момент, когда И. Нежный объявил, что денег больше нет. Было созвано экстренное собрание всего коллектива. Оно было коротким: выступи ли Эмилия Мильтон и Леонид Бахромов. Как нечто само собой разумеющееся, они предложили взять недостающие средства из фонда заработной платы. И все с ними согласились, ни у кого даже мысли не возникло, что из-за недостатка денег мож но отменить хотя бы одно режиссерское предложение. Татищевское правило — «сколько отдашь, столько и получишь» — действовало безотказно. Сами артисты покупали в складчину хлеб и молоко (на большее не хватало) и завтракали прямо в театре перед репети цией. На премьере Б. С. Глаголин, восхи-' тценный самоотверженностью краснофакель- цев, остановив рукоплескания зрительного зала, вышел к рампе и, указывая на акте ров, сказал публике: «Вы должны особо приветствовать их. Они сегодня выпили только по одному стакану молока!» Премьера прошла с шумным и отчасти скандальным успехом. Дело в том, что зритель Нижнего Новгорода той поры еще не был подготовлен к восприятию таких остросатирических, антирелигиозных да еше поставленных в необычной манере спектак лей. Поражали контрастные краски — от драматически напряженных до комедийных, вплоть до буффонадных, клоунских (сле зы — струйки из глаз, дыбом встающие волосы и т. п.). Дамы уводили своих неж но воспитанных дочек к бурному удоволь ствию молодежной студенческой галерки. Большая роль в спектакле отводилась Релфусу, суфлеру «наизнанку». Его роль ярко исполнял новый актер «Факела» В. Н. Пестовский, в будущем — артист Московского Театра Советской Армии. Релфус-суфлер был своеобразным веду щим представления. Он устанавливал не посредственный контакт со зрительным за лом, приемы его общения со зрителями несколько напоминали мейерхольдовские «Зори» — те же включения в действие под линных злободневных фактов. Релфус за кидывал в зрительный зал удочку и вы таскивал свеженький документ — брошюру, где сообщалось о последних событиях дня, о новостях данного города. Принцип сценической коробки был за менен конструктивным. Актеры располага лись на плоскостях различной высоты и наклона. Даже самый обыкновенный про ход с одной площадки на другую, воспри нимался как ритмизованное движение. Исполнителям удалось, по отзывам прессы, «органически врасти в конструкцию, слить ся с нею, что вместе с редкостным теплом и острой подачей диалога определило спектакль как действие исключительной ценности»1. — Идейно-художественная значимость 1 Слектатор. «Моб» («Христос в Уистер-Си- ти»). Впечатления, «Известия»,., Екатеринослав, 1925. декабрь. «Моба»,— заключал рецензент,— вызывает настоятельное пожелание показать этот спектакль широкой рабочей аудитории. Безусловный успех спектакля, та увле ченность, которую пробудил в актерах по становщик, показались краснофакельцам- достаточными, чтобы назвать Б. С. Глаго лица именно гем режиссером, который смог бы заменить Татищева. Но, по счастью,, личные жизненные и творческие планы Бо риса Сергеевича расходились с пожелания ми краснофакельцев. Мы говорим, «по счастью», потому что, как показало дальнейшее, творческий путь- Глаголина оказался и противоречив, и экс центричен и, в целом, слишком далек от реалистического направления, к которому шел современный театр. Как режиссер, он- по самой природе своих театральных воз зрений был эклектиком — его равно увле-. кала «циркйзация», насыщенность спектак ля экстравагантными трюками и чопорная' стилизация. От программной неопрятности, нарочитой небрежности формы спектакля он внезапно переходил к увлечению внеш ним изяществом, эстетским любованием формой. Думается, окажись Б. Глаголин у руля краснофакельского корабля — и но вое жестокое разочарование ожидало бы коллектив. Но теперь, после триумфа «Мо ба», артисты «Факела» расставались с Бо рисом Сергеевичем с самым искренним со жалением. Расстались с тем, чтобы вновь и вновь искать руководителя, идейного, художе ственного вождя театра. После долгих раз думий выбор пал... опять же на Тати щева. Может показаться странным и непосле довательным, что после всех бурь и потря сений коллектив возвращался к «старым богам». Неужели за полтора года разлуки забыты разногласия по кардинальным во просам строительства театра? Или, может быть, краснофакельцы пересмотрели свои взгляды, уверовали в правоту позиции Та тищева? Нет, ничего этого не произошло. Коллектив надеялся, что вдали от фа- кельских баталий, под воздействием своих московских впечатлений, где’ бурно бился пульс новой театральной жизни, Татищев придет к переоценке ценностей, убедится в необходимости, неизбежности реформ. Вот поэтому-то и начали краснофакель цы потихоньку прощупывать почву, выяс нять настроения Владимира Константино вича. В сентябре Татищев приехал из Москвы в Александровен, где тогда работал театр, и, тща 1 ельно проверив состояние дел, вновь взял на себя управление «Красным фа келом». С недоумением и огорчением отмечали краснофакельпы, что их надеждам на «чу десное преображение» создателя театра не суждено сбыться, что во всех, действиях их руководителя присутствовала отныне неуверенность, даже растерянность, что по ступки его зачастую противоречивы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2