Сибирские огни № 04 - 1969

■•пущего корабля. Обижаться мне нужно на себя, потому что не могу в один миг пе­ рестроиться, ответить на новые запросы коллектива. А тонуть краснофакельский корабль, как вы сами понимаете, вовсе не собирается. Я не ушел из театра в плохие времена, а сейчас дело на подъеме. Мое дальнейшее присутствие только сковывало бы нормальный рост театра. Наступила тяжелая пауза. У многих на глазах были слезы. — Все идет, как надо,— заключил ‘Вла­ димир Константинович,— и театр будет жить и переживет меня. В «Летописи театра» он сделал такую запись: «Принципиальные расхождения, ко­ торые постепенно росли между коллекти­ вом «Красного факела» и художественным руководителем, завершились уходом Тати­ щева из театра»1. Капитан корабля сходил с командир­ ского мостика, сделав последнюю запись в судовом журнале. Молодые актеры, предоставленные са­ мим себе, поначалу растерялись. Но вско­ ре, поразмыслив, решили, что ничего особо трагического не произошло. Благодаря де­ мократизму, насаждавшемуся Татищевым в руководстве театром, у коллектива имел­ ся свой управленческий аппарат, были лю­ ди, знавшие свой круг обязанностей, про­ инструктированные и имевшие более или менее значительный опыт работы. У театра имелась дружная, крепко спаянная труппа. Несмотря на уход Тати­ щева и Огонь-Догановской, оставалось еще несколько спектаклей на ходу. Наконец, «Красный факел» имел прославленное имя. Так что дела были не так уж плохи, как •могло показаться с первого взгляда.. Ну­ жен был лишь руководитель. После, не­ долгих дебатов им избирается старейший краснофакелец Георгий Александрович Ста­ ниславский2. Ничего принципиально нового в форми­ ровании краснофакельского репертуара не произошло. Как будто бы продолжала дей­ ствовать все та же раз и навсегда задан­ ная Татищевым установка на эклектиче­ ский подбор пьес. Более того, по сравнению с предыдущим, теперешний репертуар еще значительнее колеблется от пьес социально значимых, таких, как «Слесарь и канцлер», «Яд», «Волчьи души», до мистической тра­ гедии Мережковского и развлекательной «коммерческой» пьесы «Я так хочу» («Миссис Дот»), В поисках зрителя, стре­ мясь привлечь к театру ускользающее вни­ мание, «Красный факел» совершает ряд непоследовательных шагов и, в частности, предпринимает гонку премьер, ставит по­ спешно, непродуманно, превращаясь в обычный провинциальный театр тех лет. * «Летопись театра», стр. 268. 2 Многие думали, что Г. Станиславский вы­ брал себе слишком нескромно псевдоним, на что Георгий Александрович отвечал: «Пусть Кон­ стантин Сергеевич станет Снова Алексеевым. А я как родился Станиславским, так им и останусь». Корабль, оставшийся без рулевого, со­ вершает странные эволюции— то держит курс против ветра, то ложится в дрейф. Коллектив, оставшийся без художественно­ го руководителя, не просто ищет, но ско­ рее шарахается из стороны в сторону. Летом 1924 года театр отправился в Нижний Новгород на знаменитую яр­ марку. Но все, казалось, было против артистов в этом неприветливом для них городе. Яр­ марка не собралась, как ожидали, рабо­ тало всего лишь несколько павильонов. Театр играл без сборов. Тем дождливым холодным летом краснофакельцы вынужде­ ны были начать «малые гастроли» вокруг Нижнего, давая спектакли в Сормово, в Красной Этне и других городах и посел­ ках. Вот при таких невеселых обстоятель­ ствах появился в «Красном факеле» эле­ гантный человек в пенсне. Подобранный, любезный, он поражал всех непринужден­ ной, изысканной грацией. Кто из краснофакельцев не знал извест­ нейшего режиссера провинции и превосход­ ного актера Бориса Сергеевича Глаголина! Он много странствовал, играл и режисси­ ровал в разных городах и театрах. Сейчас приехал из Москвы, где последнее время под руководством Вс. Мейерхольда рабо­ тал в театре нм. Революции. Приехал Борис Сергеевич не с пустыми руками — привез «Факелу» свою собствен­ ную инсценировку романа Эптона Синкле­ ра «Христос с Вестерн-Сити» под названи­ ем — «Моб». Началась одна из самых ярких работ в жизни «Факела». Беспредельно увлеченный пьесой, новыми театральными идеями, Гла- голин умел зажигать. Поражала пьеса, ее острота, необычай­ ность авторского приема — показать биб­ лейских героев: Иисуса Христа, Марию Магдалину, Иуду в наши дни в стране «желтого дьявола». Поражала созвучность идеи настроениям сегодняшнего зрительно­ го зала — мир будет преображен и пере­ строен не евангельскими притчами, а ре­ волюционными деяниями. Всех покорил Глаголин и как автор пьесы, и как режис­ сер, и как актер. I Глаголин ставил в конструктивистской манере, необычайно модной в те годы. На сцене появлялись настоящие автомобили и велосипеды, действие часто переносилось в зрительный зал, все объединял стремитель­ ный кинематографический ритм. Одна из сцен — спальня Тецхнисклефрича — строи­ лась на деревянном кругу, который под­ держивали живые «кариотиды»: на каждый спектакль приглашалось 50 здоровых пар­ ней, которые и должны были выполнять эту необыкновенную мизансцену. Расходы на постановку все увеличива­ лись, а режиссер что ни день, то выдвигал все новые и новые предложения, спек­ такль все обрастал находками, большинство из которых стоило очень недешево.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2