Сибирские огни № 04 - 1969
■•пущего корабля. Обижаться мне нужно на себя, потому что не могу в один миг пе рестроиться, ответить на новые запросы коллектива. А тонуть краснофакельский корабль, как вы сами понимаете, вовсе не собирается. Я не ушел из театра в плохие времена, а сейчас дело на подъеме. Мое дальнейшее присутствие только сковывало бы нормальный рост театра. Наступила тяжелая пауза. У многих на глазах были слезы. — Все идет, как надо,— заключил ‘Вла димир Константинович,— и театр будет жить и переживет меня. В «Летописи театра» он сделал такую запись: «Принципиальные расхождения, ко торые постепенно росли между коллекти вом «Красного факела» и художественным руководителем, завершились уходом Тати щева из театра»1. Капитан корабля сходил с командир ского мостика, сделав последнюю запись в судовом журнале. Молодые актеры, предоставленные са мим себе, поначалу растерялись. Но вско ре, поразмыслив, решили, что ничего особо трагического не произошло. Благодаря де мократизму, насаждавшемуся Татищевым в руководстве театром, у коллектива имел ся свой управленческий аппарат, были лю ди, знавшие свой круг обязанностей, про инструктированные и имевшие более или менее значительный опыт работы. У театра имелась дружная, крепко спаянная труппа. Несмотря на уход Тати щева и Огонь-Догановской, оставалось еще несколько спектаклей на ходу. Наконец, «Красный факел» имел прославленное имя. Так что дела были не так уж плохи, как •могло показаться с первого взгляда.. Ну жен был лишь руководитель. После, не долгих дебатов им избирается старейший краснофакелец Георгий Александрович Ста ниславский2. Ничего принципиально нового в форми ровании краснофакельского репертуара не произошло. Как будто бы продолжала дей ствовать все та же раз и навсегда задан ная Татищевым установка на эклектиче ский подбор пьес. Более того, по сравнению с предыдущим, теперешний репертуар еще значительнее колеблется от пьес социально значимых, таких, как «Слесарь и канцлер», «Яд», «Волчьи души», до мистической тра гедии Мережковского и развлекательной «коммерческой» пьесы «Я так хочу» («Миссис Дот»), В поисках зрителя, стре мясь привлечь к театру ускользающее вни мание, «Красный факел» совершает ряд непоследовательных шагов и, в частности, предпринимает гонку премьер, ставит по спешно, непродуманно, превращаясь в обычный провинциальный театр тех лет. * «Летопись театра», стр. 268. 2 Многие думали, что Г. Станиславский вы брал себе слишком нескромно псевдоним, на что Георгий Александрович отвечал: «Пусть Кон стантин Сергеевич станет Снова Алексеевым. А я как родился Станиславским, так им и останусь». Корабль, оставшийся без рулевого, со вершает странные эволюции— то держит курс против ветра, то ложится в дрейф. Коллектив, оставшийся без художественно го руководителя, не просто ищет, но ско рее шарахается из стороны в сторону. Летом 1924 года театр отправился в Нижний Новгород на знаменитую яр марку. Но все, казалось, было против артистов в этом неприветливом для них городе. Яр марка не собралась, как ожидали, рабо тало всего лишь несколько павильонов. Театр играл без сборов. Тем дождливым холодным летом краснофакельцы вынужде ны были начать «малые гастроли» вокруг Нижнего, давая спектакли в Сормово, в Красной Этне и других городах и посел ках. Вот при таких невеселых обстоятель ствах появился в «Красном факеле» эле гантный человек в пенсне. Подобранный, любезный, он поражал всех непринужден ной, изысканной грацией. Кто из краснофакельцев не знал извест нейшего режиссера провинции и превосход ного актера Бориса Сергеевича Глаголина! Он много странствовал, играл и режисси ровал в разных городах и театрах. Сейчас приехал из Москвы, где последнее время под руководством Вс. Мейерхольда рабо тал в театре нм. Революции. Приехал Борис Сергеевич не с пустыми руками — привез «Факелу» свою собствен ную инсценировку романа Эптона Синкле ра «Христос с Вестерн-Сити» под названи ем — «Моб». Началась одна из самых ярких работ в жизни «Факела». Беспредельно увлеченный пьесой, новыми театральными идеями, Гла- голин умел зажигать. Поражала пьеса, ее острота, необычай ность авторского приема — показать биб лейских героев: Иисуса Христа, Марию Магдалину, Иуду в наши дни в стране «желтого дьявола». Поражала созвучность идеи настроениям сегодняшнего зрительно го зала — мир будет преображен и пере строен не евангельскими притчами, а ре волюционными деяниями. Всех покорил Глаголин и как автор пьесы, и как режис сер, и как актер. I Глаголин ставил в конструктивистской манере, необычайно модной в те годы. На сцене появлялись настоящие автомобили и велосипеды, действие часто переносилось в зрительный зал, все объединял стремитель ный кинематографический ритм. Одна из сцен — спальня Тецхнисклефрича — строи лась на деревянном кругу, который под держивали живые «кариотиды»: на каждый спектакль приглашалось 50 здоровых пар ней, которые и должны были выполнять эту необыкновенную мизансцену. Расходы на постановку все увеличива лись, а режиссер что ни день, то выдвигал все новые и новые предложения, спек такль все обрастал находками, большинство из которых стоило очень недешево.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2