Сибирские огни № 04 - 1969
выразительности в условиях сценической многоплоскостной конструкции Вся сцена — веер, распахнутый вправо и вглубь от зрителя. Слева к этому на клонно стоящему помосту ведут несколько ступенек. Примерно, вдвое больше ступе нек справа, где площадка выше. Если два актера одновременно начнут движение от плахи, стоящей на самой высокой точке «веера», то они будут спускаться вниз с различной скоростью и в разном ритме. Вот длинным и пологим «левым» спус ком начал свое шествие Король (артист Г. Станиславский). Одновременно по «пра вому» крутому склону мелкими шажками по частым ступенькам двинулся королев ский министр Тибурций (артист К. Валев- ский). И хотя Тибурций строго придержи-' вается этикета и ни на шаг не опережает темпа ходьбы короля, в его суетливых, по спешных движениях читается сплошное подобострастие, и успевает Тибурций спу ститься гораздо раньше с тем, чтобы пред ложить королю руку. Так конструкции служили дополнительным средством сцени ческой выразительности. Спектакль получился дорогим. Построй ка станков, пошив костюмов из парчи и бархата до предела опустошили театраль ную кассу. Но актеры верили в успех, уте шаясь известной татищевской формулой — сколько отдашь, столько и получишь. И действительно спектакль имел успех. Ростовский рецензент «Л. В.» писал, что «пьеса должна быть признана как инте ресное театральное представление сегод няшнего дня», отмечал декоративную све жесть и красочность постановки, разрабо танную до мелкой детали актерскую тех нику. В заключение своего разбора спектакля автор высказал довольно смелое утверждение, что «в сумме того револю ционного репертуара, который мы имеем сейчас в России, «Игра в плаху» будет са мое большое слагаемое, его необходимо использовать для популяризации среди ши роких масс»1 Как в фокусе увеличительного стекла, пускай и не очень сильного, «Игра в пла ху» сконцентрировала в себе представле ния людей периода ломки вековечных устоев, периода кровавых, разрушающих событий. И пусть не звучал со сцены гимн человеческой радости, не звенел высокий' революционный пафос. Ироничная усмеш ка над тиранами, над их бессилием и жал кими потугами противостоять народной воле, «творить историю» прозвучали в пьесе и спектакле чистым мажорным аккордом. И все же, несмотря на успех последней постановки, трещина во взаимоотношениях коллектива и его руководителя не зара стала, д все более углублялась. В тот день, казалось, ничего не пред вещало бури. Всяческим слухам и сплет ням Татищев умел не придавать значения. Ни о чем не догадываясь, пришел он на очередное собрание, созванное местным комитетом. Уселся в свое привычное крес ло. Толстый, респектабельный, улыбчивый. — Мы хотим играть наших современ ников,— поднялся с места Станиславский. — Хотим репетировать новые пьесы,— поддержал Шейнин. — Нам просто необходима более вдум чивая работа над образами, меньше внеш него, больше глубины,— начал новую тему Бахромов. — Пора отходить от пафоса, от декла- мационности, в конечном счете, от ходуль ности большинства наших спектаклей,— поддержал Валевский. — Сроки пребывания театра в каждом пункте надо максимально удлинять. И во обще... пора бы переходить на оседлость,— полувопросом прозвучало у Витлина. Гривцов требовал гарантированного ма териального положения актеров, Витеб ский — отказа от выступлений на малень ких, совершенно неприспособленных сценах, Иванов — новых ролей наших современ ников. Татищев слушал молча. Со стороны могло показаться, что он совершенно спо коен, только изредка вскидывал на очеред ного оратора недоуменный взгляд и снова опускал глаза. Заговорил, когда все умолкли и наступила полная тишина. — Мы построили дом. В нем мы мо жем долго жить. Зачем же его перестраи вать? Во имя чего? Во имя чего все раз рушить и строить заново?! Подумав, обратился к Витебскому: — Саша, подай, пожалуйста, список личного состава... Спасибо... Сейчас я по прошу каждого из присутствующих четко и ясно ответить на один вопрос — согласен ли он работать со мной в одном театре и на прежних основаниях. Прошу... И начался поименный опрос. Это был хитрый ход опытного теат рального политика. Еще не было случая, чтобы просьба режиссера — отдать для ре петиции свободный вечер или свой выход ной день — получила от актеров отказ, если, обращался с этой просьбой режиссер лично к каждому. Все вместе, возможно, и возражали бы, но порознь — никогда. Теперь же перед Татищевым происхо дило небывалое: не сговариваясь, один за другим все единодушно отвечали: «Нет!». Только Витебский сказал иначе: — Вы же знаете, Владимир Константи нович, что у меня нет ни дома, ни роди телей, что вы и «Факел» для меня все. Конечно, да! Татищев глотнул воздух, чтобы спра виться с волнением. Но на остальных от ступничество Витебского не возымело воз действия. Все твердо отвечали «нет», и на утро Владимир Константинович, тщательно- одетый, побритый, вновь созвал весь кол лектив. — Мы с Надеждой Ивановной уходим. Это не мелкая обида и не бегство с то-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2