Сибирские огни № 04 - 1969
На карикатуре был изображен он. С брез гливой гримасой читал Владимир Констан тинович тетрадку с надписью «Современ ная пьеса», за спину летела другая, уже прочитанная и забракованная. Со всех ст роя с новыми кипами пьес к Татищеву ус тремлялись поезда, пароходы и самолеты Владимир Константинович похвалил Бахромова за удачно решенный сюжет и, хитровато улыбаясь, попросил продолжать высказывания. Но так как желающих боль ше не оказалось, выступил сам. Очень ко ротко: — Завтра, друзья мои, после утреннего тренажа продолжим работу над «Игрой в плаху». Все уныло переглянулись. Дело в том, что репетиции «Игры в плаху» давно уже стали притчей во языцех. Да, действитель но, Ю. Олеша написал пьесу специально для «Красного факела». Когда-то этой ра ботой артисты «болели», репетировали увле чённо. Но вот уже скоро 9 месяцев, как репетируется спектакль, а премьера так и не приближалась. Иронизировали — за это вре мя можно ребенка выносить, а тут — 30-минутный спектакль! Так что напоминание Татищева о заре- петированной вконец пьесе лишь усилило общее мрачное настроение. Собрание на этом как-то само собой и закончилось. А на утро все участники «Игры в плаху» с постными лицами собрались в репети ционном зале. Но что же случилось с Татищевым? Его не узнать. Где апатия, скука во взгляде и надоевшее «пройдем эту сцену еще ра зок!» Молодым задором веет от всего об лика Владимира Константиновича. Подо бранный, веселый, он весь во власти фан тазии, щедро оделяет артистов блестками своих искрометных предложений, подска зов, показов. В' кратчайшие сроки, здесь же, в Ростове, заканчивается работа над многострадальной пьесой. «Игра в плаху» — первый драматурги ческий опыт будущего известного писателя и драматурга Юрия Олеши. Пьеса никогда не издавалась, и долгое время ее считали утраченной, ни у кого из исследователей творчества Олеши о ней дет даже упоми нания. Но рукопись не погибла. Полный эк земпляр этой . короткой одноактной пьесы в стихах сохранился, находится в Цент ральном государственном архиве литерату ры и искусства (ЦГАЛИ). Сценическая же ее судьба, по-видимому, ограничена од ной краснофакельской постановкой. Своей центральной мыслью «Игра в пла ху» чем-то отдаленно напоминала шницле- ровского «Зеленого попугая». Недаром оба спектакля шли в «Красном факеле» в один вечер. Они как бы объединились общей те мой: жизнь — игра. В сложном переплетении смешивались действительность и вымысел. Люди, оту маненные жизненными перипетиями, теря ют границы реального,'импровизируют ка тастрофу, падают раненные и даже унич тоженные взрывом их собственного вообра жения. В «Игре в плаху» Король-деспот, мня щий себя большим артистом, мечтает, по добно Нерону, прославить себя в веках. Только что он казнил популярного воена чальника, заподозренного в измене. Оруди ем казни.стала плаха особой конструкции, сооруженная здесь же в тронном зале. Вызванные для увеселения двора акте ры затевают с Королем зловещую игру ■ плаху. Неронообразный Король увлекается ролью тирана, низвергаемого взрывом на родного гнева. Игра смешивается с жизнью. С площади доносится гул него дующей толпы. Актеры (переодетые заго ворщики) успокаивают Короля — там на площади тоже «играют». Воплотившись в роль развенчанного властелина, Король по корно кладет голову на плаху. Первый актер вырывает у палача топор и сносит Королю голову. Для Ю. Олеши пьеса «Игра в плаху» послужила как бы подступом к его пове сти-сказке «Три толстяка». Конечно, автор не ставил своей задачей показать револю цию и ее движущие силы, и совершенно несостоятельны были претензии некоторых критиков, уверявших, что «Игра в плаху» дает «искаженное изображение револю ции». Олешу заинтересовал один частный аспект революционной борьбы, который позволил ему в ироничной, почти гроте сковой манере выстроить цепь ассоциаций, символов. Татищев прекрасно понял Характер про изведения и создал спектакль, вовсе не претендующий на жанр «революционной трагедии». Нет, всем построением мизан сцен, ритмикой полутанцевальных движе ний актеров, наконец, оформлением Тати щев подчеркивал условную схематичность действия. Сцена была затянута серым полотном. Этот угрюмый тон хорошо оттенял зло вещее сооружение — плаху, так не гармони ровавшую с представлением о роскоши дворцового 5ала. Ощущение гротескового преувеличения еще более усиливали ко стюмы действующих лиц, удивительно мно гоцветные, пестрые. Костюмы были сдела ны по принципу нелепых сочетаний из де талей разных эпох: средневековые буфы и нитяные чулки XVIII века соседствовали с фраком и современными бальными туф лями. Все это яркими контрастными пят нами выделялось на сером фоне. Интересен принцип гримов — на лицах персонажей резко очерчены цветные квадраты, треугольники, трапеции, при дававшие им причудливый фантастиче ский вид. Постановка «Игры в плаху» примеча тельна и тем, что здесь впервые Татище вым было применено конструктивное реше ние сценической площадки. На опыте этого спектакля краснофакельцы практически, осваивали новые возможности пластической
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2