Сибирские огни № 04 - 1969

в целом первая встреча «Красного факела» с острой социальной пьесой прошла блед­ но. Мелодраматические перипетии заслони­ ли собой глубокий и сильный призыв Шоу к подвигу во имя любви к ближнему, во имя уничтожающей ненависти к фальши и прикрытому цинизму буржуазного общества. С целью сделать новую «мхатовскую прививку» приглашается режиссер 2-ой сту­ дии Художественного театра Л. В. Голь­ денвейзер. Он приступил к чтению лекций и к практическим занятиям по «системе» Станиславского. Коллектив жаждал новой работы, и в репертуар включается «Потоп» Юхана Бер­ гера, пьеса, которую прославил своей поста­ новкой в Гой студии МХТ Е. Б. Вахтан­ гов. Репетировали с подъемом. Но спектак­ лю явно не хватало режиссера. Л. Гольден­ вейзер был неплохим педагогом, но талан­ тами постановщика не обладал. Наспех слепленные взаимоотношения персонажей не имели под собой глубокой психологиче­ ской базы, отдельные куски никак не жела­ ли соединяться в стройную ансамблевую картину. Результат получился боле, чем скром­ ным — спектакль краснофакельцев прошел всего 11 раз. Но в целом деятельность Л. Гольденвейзера в «Красном факеле» да­ ла положительный результат: она всколых­ нула весь коллектив, заставила критически взглянуть на свое творчество. Поворотные для жизни театра события развернулись зимой 1924 года в Ростове- на-Дону. Именно здесь все тайное стало яв­ ным, была сделана последняя попытка укре­ пить прежнее направление театра и пред­ решался окончательный разрыв Татищева с труппой. Собрание началось вечером, по оконча­ нии спектакля, продолжалось до утра, по­ том на следующую ночь, потом еще и еще... Метались тени, в энергичной жестикуляции взлетали ,руки. В углу комнаты, весь подобранный, не­ подвижно сидел Владимир Константино­ вич, и его взгляд, перебегая по лицам, цеп­ ко впивался в ораторов, авторов возму­ щенных, насмешливых, требовательных ре­ плик. «Почти четыре года существует наше то­ варищество «Красный факел»,— думалось Татищеву,— прошло бесконечное число со­ браний, но до сих пор молодые люди не на­ учились держать себя на них. Никакой дис­ циплины! Все беспорядочно, сумбурно, хаотично...»1. Слово взял Валевский. Невысокого ро­ ста, элегантный, он отличался мягким юмо­ ром и превосходно играл роли комедийных любовников — дона Мануэля в «Волшебной даме», Арлекина в «Игре интересов». Ва­ левский соединял в себе легкость, изяще­ ство хорошо тренированного спортсмена ' Изложено по замене в ж. «Красный фа­ кел», № Ь (он мог непринужденно сделать на сцене кульбит, сальто или иной цирковой трюк) с вдумчивостью человека, глубоко знающего литературу. До театра вместе с Леонидом Бахромовым и Алексеем Ивановым он учил­ ся в Новороссийском университете. Сейчас вполне аргументированно Валевский дока­ зывал, что современная советская драма­ тургия уже существует, что горячее жела­ ние труппы играть роли своих современни­ ков вполне выполнимо. Солидно, обстоятельно говорил Георгий Станиславский, один из лучших актеров «Факела». Его роли характерных героев — премьер-министра Танкреда в «Шуте на троне», Гвидо Колонна в «Монне Ванне». Ирода в «Саломее» — всегда высоко оцени­ вались прессой и зрителями. Представитель­ ный, с густым сочным голосом, он был по­ старше остальных краснофакельцев и про­ изводил особенно внушительное впечатле­ ние. .Георгия слушали, не перебивая. — Сегодня всех нас бесконечно волну­ ет общее снижение художественного уров­ ня наших спектаклей, всего тонуса нашей творческой жизни. Отчего же это происхо­ дит? Не буду останавливаться на таких причинах, как репертуар и мера условно­ сти — об этом уже достаточно говорилось. Но давайте посмотрим на условия жизни краснофакельцев, на возможности нашего культурного роста. Как странствующий та­ бор цыган, врываемся мы в новый город, не зная по сути дела про него ничего — ни его жителей, ни уровня театральной куль­ туры. Выпустив нашу «обойму» спектаклей, мы так же внезапно исчезаем, не успевая познакомиться ни с городом, ни с его тра­ дициями, ни с людьми. Мы уже давно не одесситы, но мы не стали ни харковчанами, ни таганрогцами, ни киевлянами. А слово «культура», между прочим, включает в се­ бя, помимо всего остального, еще и геогра­ фическое понятие. Протокол собрания вел секретарь худо­ жественного совета Бахромов, признанный «герой» труппы. Все центральные трагедий­ ные роли — у него. В Бахромове-артис- те соединились и самые лучшие и самые слабые стороны краснофакельского воспи­ тания. Бывали спектакли, когда вдохновенно го­ рели глаза его Хаггарта или Иоканаана, когда ярким бушующим темпераментом наполнены были образы его романтических героев. Но случалось и так, что пафосная декламация, «гром и шум» заменяли ис­ тинное вдохновение. И тогда артист мучи­ тельно переживал минуты беспомощности, не зная путей их преодоления. На собраниях Бахромов выступал не часто и всегда очень тактично, с мягким юмором. Сейчас, нарисовав что-то, Бахро­ мов пустил листок по рядам. Переходя из рук в руки, рисунок совершил чудо — рас­ топил лед у одних и остудил жар у других, поплыли улыбки. Татищев перехватил листок и долго его разглядывал. Наступила неловкая пауза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2