Сибирские огни № 04 - 1969
в целом первая встреча «Красного факела» с острой социальной пьесой прошла блед но. Мелодраматические перипетии заслони ли собой глубокий и сильный призыв Шоу к подвигу во имя любви к ближнему, во имя уничтожающей ненависти к фальши и прикрытому цинизму буржуазного общества. С целью сделать новую «мхатовскую прививку» приглашается режиссер 2-ой сту дии Художественного театра Л. В. Голь денвейзер. Он приступил к чтению лекций и к практическим занятиям по «системе» Станиславского. Коллектив жаждал новой работы, и в репертуар включается «Потоп» Юхана Бер гера, пьеса, которую прославил своей поста новкой в Гой студии МХТ Е. Б. Вахтан гов. Репетировали с подъемом. Но спектак лю явно не хватало режиссера. Л. Гольден вейзер был неплохим педагогом, но талан тами постановщика не обладал. Наспех слепленные взаимоотношения персонажей не имели под собой глубокой психологиче ской базы, отдельные куски никак не жела ли соединяться в стройную ансамблевую картину. Результат получился боле, чем скром ным — спектакль краснофакельцев прошел всего 11 раз. Но в целом деятельность Л. Гольденвейзера в «Красном факеле» да ла положительный результат: она всколых нула весь коллектив, заставила критически взглянуть на свое творчество. Поворотные для жизни театра события развернулись зимой 1924 года в Ростове- на-Дону. Именно здесь все тайное стало яв ным, была сделана последняя попытка укре пить прежнее направление театра и пред решался окончательный разрыв Татищева с труппой. Собрание началось вечером, по оконча нии спектакля, продолжалось до утра, по том на следующую ночь, потом еще и еще... Метались тени, в энергичной жестикуляции взлетали ,руки. В углу комнаты, весь подобранный, не подвижно сидел Владимир Константино вич, и его взгляд, перебегая по лицам, цеп ко впивался в ораторов, авторов возму щенных, насмешливых, требовательных ре плик. «Почти четыре года существует наше то варищество «Красный факел»,— думалось Татищеву,— прошло бесконечное число со браний, но до сих пор молодые люди не на учились держать себя на них. Никакой дис циплины! Все беспорядочно, сумбурно, хаотично...»1. Слово взял Валевский. Невысокого ро ста, элегантный, он отличался мягким юмо ром и превосходно играл роли комедийных любовников — дона Мануэля в «Волшебной даме», Арлекина в «Игре интересов». Ва левский соединял в себе легкость, изяще ство хорошо тренированного спортсмена ' Изложено по замене в ж. «Красный фа кел», № Ь (он мог непринужденно сделать на сцене кульбит, сальто или иной цирковой трюк) с вдумчивостью человека, глубоко знающего литературу. До театра вместе с Леонидом Бахромовым и Алексеем Ивановым он учил ся в Новороссийском университете. Сейчас вполне аргументированно Валевский дока зывал, что современная советская драма тургия уже существует, что горячее жела ние труппы играть роли своих современни ков вполне выполнимо. Солидно, обстоятельно говорил Георгий Станиславский, один из лучших актеров «Факела». Его роли характерных героев — премьер-министра Танкреда в «Шуте на троне», Гвидо Колонна в «Монне Ванне». Ирода в «Саломее» — всегда высоко оцени вались прессой и зрителями. Представитель ный, с густым сочным голосом, он был по старше остальных краснофакельцев и про изводил особенно внушительное впечатле ние. .Георгия слушали, не перебивая. — Сегодня всех нас бесконечно волну ет общее снижение художественного уров ня наших спектаклей, всего тонуса нашей творческой жизни. Отчего же это происхо дит? Не буду останавливаться на таких причинах, как репертуар и мера условно сти — об этом уже достаточно говорилось. Но давайте посмотрим на условия жизни краснофакельцев, на возможности нашего культурного роста. Как странствующий та бор цыган, врываемся мы в новый город, не зная по сути дела про него ничего — ни его жителей, ни уровня театральной куль туры. Выпустив нашу «обойму» спектаклей, мы так же внезапно исчезаем, не успевая познакомиться ни с городом, ни с его тра дициями, ни с людьми. Мы уже давно не одесситы, но мы не стали ни харковчанами, ни таганрогцами, ни киевлянами. А слово «культура», между прочим, включает в се бя, помимо всего остального, еще и геогра фическое понятие. Протокол собрания вел секретарь худо жественного совета Бахромов, признанный «герой» труппы. Все центральные трагедий ные роли — у него. В Бахромове-артис- те соединились и самые лучшие и самые слабые стороны краснофакельского воспи тания. Бывали спектакли, когда вдохновенно го рели глаза его Хаггарта или Иоканаана, когда ярким бушующим темпераментом наполнены были образы его романтических героев. Но случалось и так, что пафосная декламация, «гром и шум» заменяли ис тинное вдохновение. И тогда артист мучи тельно переживал минуты беспомощности, не зная путей их преодоления. На собраниях Бахромов выступал не часто и всегда очень тактично, с мягким юмором. Сейчас, нарисовав что-то, Бахро мов пустил листок по рядам. Переходя из рук в руки, рисунок совершил чудо — рас топил лед у одних и остудил жар у других, поплыли улыбки. Татищев перехватил листок и долго его разглядывал. Наступила неловкая пауза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2