Сибирские огни № 04 - 1969
неру, чуждую рекламной шумихе, погоне за сенсациями. «Красный факел» все годы странствий существовал на полной самоокупаемости. Нынешние руководители передвижных те атров знают, каких усилий стоит, не сни жая уровня художественных требований, в условиях постоянных разъездов, жить без дотации. До сих пор эта проблема сложна. Но тем более острой она была в годы ста новления советского театра. В своем отчете труппе Татищев расска зывал: — Несмотря на то, что театр прошел через голод и холод, через тяжелые условия современной жизни, через нападки и выпа- • ды недругов из враждебных лагерей, «Крас ный факел» стоит сейчас со взглядом, устремленным в будущее, готовый к но вым лишениям, к новым мукам и дости жениям. Да, готовый «к мукам и лишениям»!.. Таков был удел первых лет существования «Факела». Но спросите сегодня тех, кто делил ра дости и невзгоды первых лет «Факела», кто с котелками, чайниками, примусами и про чей гремящей, неуклюжей поклажей пере кочевывал из города в город, из театра в театр, кто по окончании спектакля ожидал, что выдадут сегодня на марку, и, получив жалкие «лимоны», понимал, что и сегодня придется лечь спать без «ужина,— спросите их про те годы и вы увидите, как на ваших глазах будет воскресать самое счастливое воспоминание их жизни. Как клятва звучали слова Татищева, об ращенные к труппе: — Мы знаем, что мы стоим на пороге настоящего нового современного театра. Мы молоды, здоровы, сильны, а главное, окрылены надеждой и жаждой художест венного подвига. Казалось бы, пришел конец всем сомне ниям в правильности избранного пути, за быты неосуществленные мечты сыграть пье су о современности. Так казалось. На самом же деле конфликт между кол лективом и его руководителем лишь углу бился, потому что нет более благодарной почвы для развития конфликтов и разно гласий, чем стремление скрыть их, уйти от прямого и откровенного обсуждения. Уход руководителя Мелькали города и театры. «Красный факел» по второму, по третьему разу при езжал в города Украины и Белоруссии. Его встречали тепло, как старого доброго зна комого, и... разочаровывались. Что-то непо нятное еще для театра произошло со зри тельным залом: если в предыдущие приез ды наибольший успех имели спектакли условно-театрального направления, то те перь симпатии вызывали спектакли, близ кие к реальности. Киев во время вторичных гастролей «Красного факела» с трудом воспринимал «искусственную театральность» многих на шумевших в прошлом спектаклей. «Без продолжительной работы над собой моло дой, обещающий театр пропадает»,— отме чал рецензент X. Токарь. Отдав дань стремлению «Факела» к ан самблевой игре, Александр Дейч отмечал обидные срывы: «порой фальшивый тон, порой режущий глаз жест и иногда режу щую слух музыку, которой вообще злоупот ребляет театр». Критик приходит к выводу, что «Красный факел» должен еще студийно и для себя работать над воспитанием ново го актера. Татищев или не замечал, или не хотел замечать изменившейся обстановки, новых требований времени. А время и в самом деле изменилось. На смену плакату, отвлеченной символике, аллегориям, преобладавшим в искусстве первых лет революции, приходило реалисти ческое направление. А. В. Луначарский в статье «Театр Мей ерхольда» так охарактеризовал этот пе риод: «...революция окрепла, победила и перешла к строительству. Тогда раздался как бы всеобщий клич по всей стране: то варищи, оглядывайтесь вокруг! Товарищи, изучайте вашу страну, ваших врагов и друзей и самих себя! Товарищи, ближе к действительности, к делу!.. Пролетариату в нынешнем его составе свойствен именно реализм». Духом осознания новых требований вре мени необходимо было проникнуться «Крас ному факелу», чтобы идти в ногу с эпохой. Любить действительность, жить действи тельностью, реалистически воспроизводя ее в своих спектаклях,—- только таким путем мог театр выйти из тупика. Но «Красный факел» продолжал свои странствия все с теми же 12 спектаклями, по-прежнему не делая даже попыток овла деть современной советской тематикой. Можно было только приветствовать об ращение театра к одной из лучших пьес молодого Б. Шоу «Ученик дьявола». Это и острое и сатирическое, и наполненное ро мантикой произведение построено на про тивопоставлении косной мещанской мора ли бунтарства и подвига. Пьеса давала для «Красного факела» новый материал и в том смысле, что вместе с ней на сцену театра шло конкретное содержание, здесь вопло щены были вполне реальные события нацио нально-освободительного движения в Аме рике XVIII века. Но... Татищева «Ученик дьявола» не увлек... Тотчас появилось отношение к спектаклю, как «проходному», «дежурно му». Это сказалось и в оформлении, подоб ранном из разных спектаклей, и в костю мах, которые в нарушение традиций «Фа кела» не стали делать по специальным эскизам, а подобрали из идущего реперту ара, и в общей атмосфере репетиционного периода. Несмотря на отдельные актерские удачи,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2