Сибирские огни № 04 - 1969
разъездов родилась двенадцатая премьера «Красного факела». Демократическая направленность «Соба ки на сене», острый, динамичный сюжет, подчеркнутость как смеха, так и слез — все это привлекло краснофакельцев, и включение в репертуар вполне реалистиче ской комедии было несомненным шагом впе ред после полусимволистских, полумистиче- ских «Океана», «Монны Ванны», «Победы смерти». Следуя своим принципам условного те атрального реализма, Татищев решительно отказался от бытовой исторической досто верности. Красочная, яркая, театральная «Испания» в спектакле послужила как бы многоцветным орнаментом для веселой шутки над человеческой глупостью и напы щенной важностью. Роль Дианы была поручена остро-комедийной актрисе Э. Мильтон. Она умело передавала «изуми тельные уколы и царапины капризного и любящего сердца»1. Богатство и красота костюмов, приятная пестрота и странность условных декораций, а в игре исполнителей — нарочитая подчер кнутость и шарж превращали психологиче скую комедию Лопе де Вега в «изящный пустячок, но так мастерски, любовно отде ланный — точеный!»2. Сегодня, зная высокий образец постанов ки «Собаки на сене» в Московском театре им. Революции с М. И. Бабановой в роли Дианы, очень трудно согласиться с подоб ным решением пьесы. Однако приходится признать, что в 20-е годы на существовав шей тогда стадии освоения драматургии Ло пе де Вега и такое решение могло пока заться рецензентам правомерным.. Критики отмечали антиаристокрагиче- скую направленность спектакля, подчерки вали яркое сатирическое исполнение ролей дворян Рикардо и Фредерико Г. Ивановым и Л. Бахромовым. Вслед за двенадцатой премьерой вновь наступила творческая пауза. «Красный фа кел» продолжал странствия. Намеченный план подготовки к штурму второй столицы страны фактически перестал выполняться, вызывал у всех чувство тревоги. И. Нежный угоёорил Правление сделать турне по небольшим городам Украины. Предполагалось, что эта поездка даст те атру накопления. В Кременчуге, этом маленьком городке рабочих-машиностроителей и железнодо рожников, театр встретил единодушно отри цательный отзыв прессы на все без исключе ния спектакли. Впервые так остро встал вопрос о возможности дальнейшего суще ствования театра с его нынешним направ лением. — Аккорд нелепости,— так охарактери зовал общую постановку «Саломеи» один из зрителей-рабочих. И рецензент вполне согласен с этой 1 Л. С. В ы г о т с к и й . «Полесская правда», Гомель, июнь 1923 г. * См.: «Летопись театра», стр. 180. оценкой: «Нелепая ритмичность движений, речи (не говорят-, а изрекают, не ходят, а шествуют по сцене), нелепая симметрия расположения действующих лиц— все это производит впечатление, от которого хочет ся поскорее освободиться. Исполнители ско ваны в своих движениях и речи, как ка торжники цепью. Создается какой-то кош марный, каторжный ансамбль...»1. Своеобразным ответом на брожения и недовольство, начавшиеся в коллективе, стал рукописный журнал «Красный факел», который весь, от начала до конца, был со ставлен, отредактирован и проиллюстриро ван Татищевым. В Кременчуге вышел пер вый и единственный номер этого чрезвычай но любопытного документа краснофакель- ской истории. Главное место в журнале занимала тща тельно продуманная, разносторонняя защи та избранного пути театра. Логика Татищева развивалась следую щим путем. Главной фигурой театра во все времена был и остается актер. Отсюда следует, что выход из тупика, в который зашел театр современности, лишь в воспи тании таких актеров, «которые не надеют ся на «выигрышные» пьесы, сложные деко рации и другие эффекты, а только на свое актерское искусство, такое чарующее, такое пленительное». Вот и получил Татищев искомый вывод: не ищите причин кризиса театра в реперту арной линии «Красного факела». Все дело в главной фигуре театра — в актере, и не следует торопить постепенного эволюцион ного роста театра. Дайте окрепнуть, соз реть актерским дарованиям, и вы увидите театр «новых идей, пронесшихся над ми ром». Потушив, как казалось Владимиру Кон стантиновичу, огонь неверия и сомнений, он по-прежнему продолжал ту же репертуар ную политику. Го^ жизни театра был наполнен собы тиями важными, для «Красного факела» исключительными. Впервые театр столкнулся с широкой многообразной аудиторией. Стремясь стать театром для рабочих, «Красный факел» повсеместно проводил спектакли в непо средственной близости к производству. Эти спектакли в рабочих клубах и на заводах стали прообразом сегодняшних «выездных». В ряде моментов деятельности театра уже угадывалось пропагандистское начало, которое в скором времени возобладает в советском театре. Об этом свидетельствова ли специально подготовленное представле ние к юбилею Октября, постановка в дни революционных праздников пьес, наиболее созвучных революции, об этом же говори ли частые выступления Татищева с лекция ми и докладами. Всей деятельностью театр утверждал свой определенный стиль, благородную ма
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2