Сибирские огни № 04 - 1969
Даж е в самые материально трудные дни театр никогда не отказывался от проведе ния тбесплатных шефских спектаклей для красноармейцев и выделял 10% бесплатных мест для них же постоянно. Скидка до 50% стоимости билетов делалась для членов профсоюза. Так началась теснейшая друж ба театра с воинами и рабочими организа циями. После Полтавы «Красный факел» пере ехал в Новороссийск, потом в Батум, Баку... Гастролям театра обстоятельную статью посвятил- известный театральный деятель Влад. Угрюмый. По его мнению, «Красный факел» — театр, противостоящий натурали стическому: «Психологичность», «настрое ние», «переживание» — эти киты натурали стического театра здесь отвергаются совер шенно и безусловно». Разбирая спектакль «Игра интересов», автор отметил, что в нем полностью торже ствовал принцип — «ничего, как в жизни, ■и все, как в театре». Отметив «проделанную гигантскую работу» по созданию спектак ля методом импровизации, В. Угрюмый пришел к выводу, что «Красный факел» успешно справляется с главной своей зада чей — готовит из студийцев актеров буду щего, актеров совершенно новой формации1. Приехал «Красный факел» в Баку в мертвый театральный сезон и тем не менее концы с концами свел и без' долгов смог выехать в Пятигорск. Пятигорские сборы позволили «Красному факелу» неслыханную роскошь — трехне дельный отпуск! Первый отпуск за два с половиной года напряженнейшей работы. В Таганроге налетело то облачко, кото рое вскоре закроет весь горизонт, появи лись те всполохи, которые в дальнейшем разразятся грозой. Как всегда, Владимир Константинович аккуратно подшивал в дело справки, в ко торых различные организации выражали театру сердечную благодарность. И, как видно, совсем мало значения при дал Татищев первой за краснофакельскую историю разгромной рецензии. — Неужели с подмостков государствен ного театра социалистической республики может звучать проповедь голого индиви дуализма и чистого эстетизма! — писал ав тор. Скептицизм, неверие в силу человека, безразличие к действительности, жажду иллюзий — вот что увидел рецензент «на фоне формальной революционности «Зеле ного попугая». Чисто внешним драматиз мом наполнен, по его мнению, «Шут на троне». Итогом статьи звучало: — «Драма- ) тическая студия «Красный факел» нашла свою программу. Это программа модерниз ма, буржуазного декаданса, чистого эсте тизма и индивидуализма». За долгую актерскую и режиссерскую жизнь Татищеву приходилось читать о себе ■всякое. Он усмехнулся, прочитав в ренен- 1 «Бакинский рабочий». Баку, сентябрь 1922 г. зии угрожающее нагромождение всяческих «измов», аккуратно вырезал заметку и при ложил к делу. И даже не подозревал,; ка кую бурю в душах его воспитанников поро дила эта рецензия. Все больше и больше артистов тяготил однообразный репертуар, их уже не удов летворял лишь намек на революционность, лишь патетический подъем и пафос «вооб ще». Они стремились к пьесам современно сти, к красным косынкам и синим блузам ■пролетариев и пролетарок. А Татищев выслушивал пожелания и продолжал читать все новые и новые пье сы, без конца. Но результатом чтения всег да было одно и то же — зевнув, Владимир Константинович отбрасывал в сторону оче редную пьесу и сообщал, что ничего худо жественно-ценного, достойного «Красного факела» он не нашел. В Екатеринославе произошли два зна чительных события: проведено Объединен ное заседание Худсовета и Правления, об судившее дальнейшие перспективы развития театра, и выпущена новая премьера. На заседании был поднят острейший во прос жизни театра: продолжать странствия или ст.ациоиироваться? —■Пора остановиться! — убеждала Н. Огонь-Догановская,— Вот уже полтора года театр, как табор цыган, перекочевы вает из города в город, претерпевает все возможные путевые, квартирные и всякие другие лишения. Полтора года при ужас ных, кошмарных условиях передвижения! За это время художественный рост театра прекратился, стремление к творческой рабо те притупилось. И только еще крепкая спайка основного ядра и дисциплина спаса ют театр от полного художественного упадка. — Ну и что же ты предлагаешь, Надю- 1ша? — спросил Татищев. — Уж если мы могли существовать и творчески работать в Одессе, когда у нас не было ни репертуара, ни определившихся артистических индивидуальностей, не было репутации хорошего театра, то теперь мы, безусловно, можем просуществовать в каж дом среднем городе в течение сезона. Это, конечно, при условии, что в течение месяца или даже полутора будем готовить по пре мьере. И заседание приняло следующее реше ние: 1. Принять все зависящие от театра ме- .ры к тому, чтобы к осени быть в Петро граде. 2. Срочно закончить работу над очеред ным спектаклем «Собака на сене» («Соба ка садовника») Лопе де Вега. Театр готовился к экзамену на звание истинно художественного театра в столич ном масштабе. Продуманы меры по улучше нию качества каждого из идущих спектак лей, составлен маршрут следования. Кипела работа по выпуску «Собаки са довника», которую начали готовить еще в Батуме. В нелегких условиях гастрольных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2