Сибирские огни № 04 - 1969

Даж е в самые материально трудные дни театр никогда не отказывался от проведе­ ния тбесплатных шефских спектаклей для красноармейцев и выделял 10% бесплатных мест для них же постоянно. Скидка до 50% стоимости билетов делалась для членов профсоюза. Так началась теснейшая друж­ ба театра с воинами и рабочими организа­ циями. После Полтавы «Красный факел» пере­ ехал в Новороссийск, потом в Батум, Баку... Гастролям театра обстоятельную статью посвятил- известный театральный деятель Влад. Угрюмый. По его мнению, «Красный факел» — театр, противостоящий натурали­ стическому: «Психологичность», «настрое­ ние», «переживание» — эти киты натурали­ стического театра здесь отвергаются совер­ шенно и безусловно». Разбирая спектакль «Игра интересов», автор отметил, что в нем полностью торже­ ствовал принцип — «ничего, как в жизни, ■и все, как в театре». Отметив «проделанную гигантскую работу» по созданию спектак­ ля методом импровизации, В. Угрюмый пришел к выводу, что «Красный факел» успешно справляется с главной своей зада­ чей — готовит из студийцев актеров буду­ щего, актеров совершенно новой формации1. Приехал «Красный факел» в Баку в мертвый театральный сезон и тем не менее концы с концами свел и без' долгов смог выехать в Пятигорск. Пятигорские сборы позволили «Красному факелу» неслыханную роскошь — трехне­ дельный отпуск! Первый отпуск за два с половиной года напряженнейшей работы. В Таганроге налетело то облачко, кото­ рое вскоре закроет весь горизонт, появи­ лись те всполохи, которые в дальнейшем разразятся грозой. Как всегда, Владимир Константинович аккуратно подшивал в дело справки, в ко­ торых различные организации выражали театру сердечную благодарность. И, как видно, совсем мало значения при­ дал Татищев первой за краснофакельскую историю разгромной рецензии. — Неужели с подмостков государствен­ ного театра социалистической республики может звучать проповедь голого индиви­ дуализма и чистого эстетизма! — писал ав­ тор. Скептицизм, неверие в силу человека, безразличие к действительности, жажду иллюзий — вот что увидел рецензент «на фоне формальной революционности «Зеле­ ного попугая». Чисто внешним драматиз­ мом наполнен, по его мнению, «Шут на троне». Итогом статьи звучало: — «Драма- ) тическая студия «Красный факел» нашла свою программу. Это программа модерниз­ ма, буржуазного декаданса, чистого эсте­ тизма и индивидуализма». За долгую актерскую и режиссерскую жизнь Татищеву приходилось читать о себе ■всякое. Он усмехнулся, прочитав в ренен- 1 «Бакинский рабочий». Баку, сентябрь 1922 г. зии угрожающее нагромождение всяческих «измов», аккуратно вырезал заметку и при­ ложил к делу. И даже не подозревал,; ка­ кую бурю в душах его воспитанников поро­ дила эта рецензия. Все больше и больше артистов тяготил однообразный репертуар, их уже не удов­ летворял лишь намек на революционность, лишь патетический подъем и пафос «вооб­ ще». Они стремились к пьесам современно­ сти, к красным косынкам и синим блузам ■пролетариев и пролетарок. А Татищев выслушивал пожелания и продолжал читать все новые и новые пье­ сы, без конца. Но результатом чтения всег­ да было одно и то же — зевнув, Владимир Константинович отбрасывал в сторону оче­ редную пьесу и сообщал, что ничего худо­ жественно-ценного, достойного «Красного факела» он не нашел. В Екатеринославе произошли два зна­ чительных события: проведено Объединен­ ное заседание Худсовета и Правления, об­ судившее дальнейшие перспективы развития театра, и выпущена новая премьера. На заседании был поднят острейший во­ прос жизни театра: продолжать странствия или ст.ациоиироваться? —■Пора остановиться! — убеждала Н. Огонь-Догановская,— Вот уже полтора года театр, как табор цыган, перекочевы­ вает из города в город, претерпевает все­ возможные путевые, квартирные и всякие другие лишения. Полтора года при ужас­ ных, кошмарных условиях передвижения! За это время художественный рост театра прекратился, стремление к творческой рабо­ те притупилось. И только еще крепкая спайка основного ядра и дисциплина спаса­ ют театр от полного художественного упадка. — Ну и что же ты предлагаешь, Надю- 1ша? — спросил Татищев. — Уж если мы могли существовать и творчески работать в Одессе, когда у нас не было ни репертуара, ни определившихся артистических индивидуальностей, не было репутации хорошего театра, то теперь мы, безусловно, можем просуществовать в каж­ дом среднем городе в течение сезона. Это, конечно, при условии, что в течение месяца или даже полутора будем готовить по пре­ мьере. И заседание приняло следующее реше­ ние: 1. Принять все зависящие от театра ме- .ры к тому, чтобы к осени быть в Петро­ граде. 2. Срочно закончить работу над очеред­ ным спектаклем «Собака на сене» («Соба­ ка садовника») Лопе де Вега. Театр готовился к экзамену на звание истинно художественного театра в столич­ ном масштабе. Продуманы меры по улучше­ нию качества каждого из идущих спектак­ лей, составлен маршрут следования. Кипела работа по выпуску «Собаки са­ довника», которую начали готовить еще в Батуме. В нелегких условиях гастрольных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2