Сибирские огни № 04 - 1969
ный «Красному факелу» во второй его при езд в Харьков, совершенно не соответство вал художественному лицу театра. Очень маленькая, технически плохо оснащенная сцена, невозможность в этих условиях осу-, шествлять сложные световые эффекты — все •то меняло до неузнаваемости облик фа- кельских спектаклей, всего полгода назад поразивших зрителей яркой, праздничной театральностью. Кроме этого, чрезвычайно тяжелыми были условия, на которых театр арендовал помещение. Артисты голодали в буквальном смысле слова. Выхода из сложившегося положения не предвиделось, и тогда перед театром встала дилемма: или изменить своим ху дожническим заветам, т. е. перейти на ре пертуар более легкого жанра, начать играть с трех-пяти репетиций, ставить «Ревность» и «Веру Мирцеву», или прекратить свое- су ществование и разойтись. Театр выбрал последнее. На общем собрании было поста новлено: имущество продать, вырученные деньги разделить и разъехаться. Это был один из трагических моментов » жизни театра. Началась распродажа имущества. Пер вым был продан большой пузатый самовар, подававшийся в 3-м акте «Зеленого коль ца». Вскоре на харьковском рынке загоре лись яркие краски и засверкали галуны краснофакельских костюмов. С лучись подобное до революции — рас палось бы товарищество, развалился бы дружный коллектив, разбрелись бы арти сты в поисках лучшей доли по разным го родам и театрам. Но не суждено было по гаснуть «Красному факелу». О судьбе теат ра узнал Наркомпрос Украины. Последова ло решение, о котором в газете «Комму нист» сообщалось .следующее: «Худсекто- ром Главполитпросвета выдана театру «Красный факел» субсидия в 500 млн. руб лей и приняты меры к передаче этому те атру помещения нынешнего Камерного те атра (на Московской улице)...»1. Получив субсидию, «Факел» ожил, снова появились в нем молоДая энергия, сила, желание рабо тать, дерзать. Через несколько дней после этого радостного события театр выехал на гастроли в Полтаву. Татищев писал в своем дневнике: «Го лубое небо, цветы, зелень, любопытные взгляды, приветливые улыбки и радость со знания, что «Красный факел» жив, окры ляет всех... Спектакли шли с каким-то особым подъе мом, доходившем порой до экстаза. Успех театра был полным и несомненным. Уже давно Полтава не давала таких сборов, ка кие она дала «Красному факелу». Театр пробыл в Полтаве месяц. За это время была возобновлена «Младость» Лео нида Андреева, не шедшая со времени отъ езда из Одессы, и заново поставлена «Мон- на Ванна» М. Метерлинка. Это была один надцатая премьера театра, «Монна Ванна» имела у полтавцев успех и прошла три дня подряд при пол ных сборах. На ней мы остановимся подробнее. Режиссер приложил немало усилий, что бы пессимистическая концепция Метерлинка стала в какой-то мере приемлемой для со временного зрителя. Круг идей, воплощенных автором в «Монне Ванне», сводился, по существу, к следующему: человек, жертвующий собой ради ближних, одинок. Никому не- дано по нять любовь, и пути ее неведомы. Внеш ность— всегда обманчивое ’прикрытие внут ренней сущности. Зрители же и рецёнзеиты начала 20-х годов воспринимали спектакль «Красного факела» как высокую трагедию, воспеваю щую любовь, которая не знает преград, а в поступке Монны Ванны, подобно • библей ской Юдифи, отправляющейся в стан вра гов, увидели подвиг, исполненный подлин ной самоотверженности. «Монна Ванна» так современна, так близка душе и темпу наших героических дней, так вскрывает зрителю всю давно чувствуемую, нетерпимую нудность малень ких людишек и их мещанских драм, кото рые наводнили театр, что ей, этой красивой и сильной пьесе, охотно прощаешь все ее недостатки»,— писал критик Яков Грин- вальд1. С точки зрения постановочной, в спек такле не было чего-либо принципиально но вого для Татищева. Оформление — драпри и богатая партитура света. Приход Монны Ванны в палатку Принцевалле... По условиям договора Монна В.анна'для спасения родного города должна прийти в палатку завоевателя обнаженной. Ночь. Принцевалле, услышав звук при ближающихся шагов, отдергивал полог сво ей палатки, и перед ним... Нет, вначале во зникала музыка. Она всплескивалась бурно, взволнованно. Тема Монны Ванны перепле талась с темой осажденного города. Затем появлялась фигура женщины, закутанная в серебристый плащ, и вот тут — во все сто роны, веером по всему горизонту разбега лись золотые лучи. После темноты — ослеп ляющий сноп света! И музыка... Она лилась возвышенная, романтическая, широкая. Д а же самых' больших скептиков охватывал восторг перед чистотой подвига Ванны. Большое впечатление производил эффект ный шумовой прием — гул приближающей: ся толпы, построенный на сочетании нара стающих людских голосов и верхних нот рояля. Не было ни одной рецензии, где бы эта находка не отмечалась. Дружным хором похвал встречено было исполнение Монны Ванны Н. Огоиь-Дога- новской. Здесь, в Полтаве, берет начало традиция, которой «Факел» останется верен навсегда. 1 «Трудовой Дон». Ростов-на-Дону, 1922, 14 де кабря № 417, стр. 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2