Сибирские огни № 04 - 1969
зупречна, безукоризненна для самого стро гого, требовательного критика»1. Выступления краснофакельцев в Харь кове были сплошным триумфом. «Я пом ню, как после одного из спектаклей публи ка разразилась такими бурными рукоплес каниями, что мы бросились друг другу на шею. Этот день был одним из больших на ших сценических праздников»,— вспоминал В. Ельцов2. Чем объяснить успех краснофакельцев в тот первый приезд в столицу Украины? Валентин Катаев, близкий друг театра, находившийся в то время в Харькове, пи сал: «Победа «Красного факела» была гро мадной. Завоевания — блестящи. Всегда после ' спектакля оставалось впечатление чего-то свежего и славного, так не похоже го на профессиональную «халтуру», столь прочно засевшую в уклад современного те атрального быта»3. Вот это ощущение «свежего и славного» и сыграло решающую роль. В Харькове в ту пору было немало отличных актеров, боль ших признанных мастеров. Но их разоб щенность заставляла по-особому оценить ансамбль «Факела», или, как говорили тог да, «коллективизацию его игры». Даже пе стрый, явно несовременный репертуар не смог стать преградой к высокой оценке. 13 ноября 1921 года, напутствуемый са мыми благожелательными откликами, «Красный факел», которому было присвое но почетное наименование «1-й'Показатель ный Художественный театр Украины», тро нулся в долгий-долгий путь. Среди разрухи и голода, в насквозь продуваемых вагонах или в нетопленых го стиницах, на крошечных клубных сценах или в гулких запущенных театральных за лах потекла жизнь актеров. Не чудо ли — краснофакельцы до сих пор помнят номера вагонов, в которых путешествовали во вр.е- мя первых гастролей?! Но чуда нет — те самые вагоны, что выхлопотал для театра А. Аксарин, на месяцы и годы стали арти стам родным домом. Как помним мы горо да и улицы, где жили в годы юности, так помнят по сей день артисты № 2201 — вагон холостяков, № 533 — вагон семейных. Шумной, говорливой стайкой налетали одесские юноши и девушки на какой-ни будь уснувший, замерзший городок, выпу скали свою «обойму» из 10— 12 спектаклей и также весело, шумно и дружно уносились дальше. Провинция ахнула. Никогда еще не ви дели Екатеринослав и Проскуров, Нахиче вань и Таганрог, Кременчуг и Алекса нд- ровск спектаклей, подобных краснофакель- ским. История одиннадцатилетних странствий «Красного факела» — беспримерный слу чай за бытность русского театра. 1 Цитируется по «Театральному бюллетеню» Одесса. 1921, № 2, стр. 4. 2 Воспоминания В. Ельцова. «Летопись теат ра», стр. 34. 3 «Летопись театра», стр. 36— 37. Конечно, существовали в древности бродячие комедианты, вечно странствовали «птицы-перелетные» — актеры провинции. «Из Вологды в Керчь и из Керчи в Волог ду» лежал их путь. Гастролировали со сво ими ролями братья Адельгейм, Павел Ор- ленев, Мамонт Дальский. Вместе со всем своим театром выезжала на г.эстроли В. Ф. Комиссаржевская. Наконец, с 1905 г, суще ствовал специальный Передвижной театр #П. П. Гайдебурова, совершавший поездки всем коллективом, с декорациями, бутафо рией и т. д. Но все это не идет ни в какое сравнение с условиями творческой жизни «Красного факела». И вот почему. Не будем говорить об отличии крепко спаянных ансамблевых спектаклей «Крас ного факела» от примитивного балагана и Петрушки древности, от гастрольных поез док знаменитых актеров, которые, приез жая на место, зачастую здесь же подбира ли «антураж», декорации, наспех репетиро вали всякий раз с новыми исполнителями и показывали «спектакль одного актера». Здесь отличие слишком разительно. Но от личались условия работы «Красного факе ла», причем весьма существенно, и от усло вий передвижного театра Гайдебурова. Одно дело — в течение летних 4—5 ме сяцев гастролировать по стране, как это делал театр Гайдебурова, и совсем иное — быть в постоянных переездах, ни в одном городе не задерживаться более, чем на полтора-два месяца, как гастролировал «Красный факел». Одно дело — в условиях стационара, не спеша, выпустить премьеру, пользуясь услугами — консультациями, со ветами, критическими замечаниями крупных специалистов, а потом подготовить выезд ной вариант спектакля. И другое дело — готовить новые спектакли в период беспре станных переездов, в условиях неналажен- иого быта, когда декорации все время тре буют обновления, спектакли идущего ре пертуара — дополнительных репетиций, ча стых вводов, а актеры только и делают, что раскладывают и укладывают чемоданы. Нет сомнения, что условия жизни и творчества в «Красном факеле» были неиз меримо более сложными, чем у «передвиж ников». Пользуясь дневниковыми записями В. К. Татищева, Л. Бахромова, В. Ельцова, любезно предоставленными Н. И. Огонь- Догановской, а также рассказами очевидцев краснофакельских странствий, мы предлага- 1 ем читателю совершить вместе с театром путешествие по городам и рабочим посел кам Украины, Крыма, Кавказа, Белорус сии — по тем местам, где «Факел» побывал в течение одного только года, Дорога длиной в год В конце апреля 1922 г. материальные дела театра пришли в полный упадок. Рай он Екатерининского театра, предоставлен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2