Сибирские огни № 04 - 1969

зупречна, безукоризненна для самого стро­ гого, требовательного критика»1. Выступления краснофакельцев в Харь­ кове были сплошным триумфом. «Я пом­ ню, как после одного из спектаклей публи­ ка разразилась такими бурными рукоплес­ каниями, что мы бросились друг другу на шею. Этот день был одним из больших на­ ших сценических праздников»,— вспоминал В. Ельцов2. Чем объяснить успех краснофакельцев в тот первый приезд в столицу Украины? Валентин Катаев, близкий друг театра, находившийся в то время в Харькове, пи­ сал: «Победа «Красного факела» была гро­ мадной. Завоевания — блестящи. Всегда после ' спектакля оставалось впечатление чего-то свежего и славного, так не похоже­ го на профессиональную «халтуру», столь прочно засевшую в уклад современного те­ атрального быта»3. Вот это ощущение «свежего и славного» и сыграло решающую роль. В Харькове в ту пору было немало отличных актеров, боль­ ших признанных мастеров. Но их разоб­ щенность заставляла по-особому оценить ансамбль «Факела», или, как говорили тог­ да, «коллективизацию его игры». Даже пе­ стрый, явно несовременный репертуар не смог стать преградой к высокой оценке. 13 ноября 1921 года, напутствуемый са­ мыми благожелательными откликами, «Красный факел», которому было присвое­ но почетное наименование «1-й'Показатель­ ный Художественный театр Украины», тро­ нулся в долгий-долгий путь. Среди разрухи и голода, в насквозь продуваемых вагонах или в нетопленых го­ стиницах, на крошечных клубных сценах или в гулких запущенных театральных за­ лах потекла жизнь актеров. Не чудо ли — краснофакельцы до сих пор помнят номера вагонов, в которых путешествовали во вр.е- мя первых гастролей?! Но чуда нет — те самые вагоны, что выхлопотал для театра А. Аксарин, на месяцы и годы стали арти­ стам родным домом. Как помним мы горо­ да и улицы, где жили в годы юности, так помнят по сей день артисты № 2201 — вагон холостяков, № 533 — вагон семейных. Шумной, говорливой стайкой налетали одесские юноши и девушки на какой-ни­ будь уснувший, замерзший городок, выпу­ скали свою «обойму» из 10— 12 спектаклей и также весело, шумно и дружно уносились дальше. Провинция ахнула. Никогда еще не ви­ дели Екатеринослав и Проскуров, Нахиче­ вань и Таганрог, Кременчуг и Алекса нд- ровск спектаклей, подобных краснофакель- ским. История одиннадцатилетних странствий «Красного факела» — беспримерный слу­ чай за бытность русского театра. 1 Цитируется по «Театральному бюллетеню» Одесса. 1921, № 2, стр. 4. 2 Воспоминания В. Ельцова. «Летопись теат­ ра», стр. 34. 3 «Летопись театра», стр. 36— 37. Конечно, существовали в древности бродячие комедианты, вечно странствовали «птицы-перелетные» — актеры провинции. «Из Вологды в Керчь и из Керчи в Волог­ ду» лежал их путь. Гастролировали со сво­ ими ролями братья Адельгейм, Павел Ор- ленев, Мамонт Дальский. Вместе со всем своим театром выезжала на г.эстроли В. Ф. Комиссаржевская. Наконец, с 1905 г, суще­ ствовал специальный Передвижной театр #П. П. Гайдебурова, совершавший поездки всем коллективом, с декорациями, бутафо­ рией и т. д. Но все это не идет ни в какое сравнение с условиями творческой жизни «Красного факела». И вот почему. Не будем говорить об отличии крепко спаянных ансамблевых спектаклей «Крас­ ного факела» от примитивного балагана и Петрушки древности, от гастрольных поез­ док знаменитых актеров, которые, приез­ жая на место, зачастую здесь же подбира­ ли «антураж», декорации, наспех репетиро­ вали всякий раз с новыми исполнителями и показывали «спектакль одного актера». Здесь отличие слишком разительно. Но от­ личались условия работы «Красного факе­ ла», причем весьма существенно, и от усло­ вий передвижного театра Гайдебурова. Одно дело — в течение летних 4—5 ме­ сяцев гастролировать по стране, как это делал театр Гайдебурова, и совсем иное — быть в постоянных переездах, ни в одном городе не задерживаться более, чем на полтора-два месяца, как гастролировал «Красный факел». Одно дело — в условиях стационара, не спеша, выпустить премьеру, пользуясь услугами — консультациями, со­ ветами, критическими замечаниями крупных специалистов, а потом подготовить выезд­ ной вариант спектакля. И другое дело — готовить новые спектакли в период беспре­ станных переездов, в условиях неналажен- иого быта, когда декорации все время тре­ буют обновления, спектакли идущего ре­ пертуара — дополнительных репетиций, ча­ стых вводов, а актеры только и делают, что раскладывают и укладывают чемоданы. Нет сомнения, что условия жизни и творчества в «Красном факеле» были неиз­ меримо более сложными, чем у «передвиж­ ников». Пользуясь дневниковыми записями В. К. Татищева, Л. Бахромова, В. Ельцова, любезно предоставленными Н. И. Огонь- Догановской, а также рассказами очевидцев краснофакельских странствий, мы предлага- 1 ем читателю совершить вместе с театром путешествие по городам и рабочим посел­ кам Украины, Крыма, Кавказа, Белорус­ сии — по тем местам, где «Факел» побывал в течение одного только года, Дорога длиной в год В конце апреля 1922 г. материальные дела театра пришли в полный упадок. Рай­ он Екатерининского театра, предоставлен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2