Сибирские огни № 04 - 1969

ИСКУССТВО Л. БАЛАНДИН Годы странствий Из истории театра „Красный факел“ Весной 1921 г. к первой годовщине су­ ществования «Красного факела» был за­ вершен и первый этап становления театра, который В. К. Татищев считал подготови­ тельным. Начиная с «Саломеи», театр стал регулярно, почти ежедневно выступать пе­ ред зрителями. В апреле подводились первые итоги. Общественность Одессы тепло приветство­ вала годовалого младенца. Удивительной казалась для провинции тех лет вот эта цифра: за год, за целый год -поставлено... 7 пьес! Для того, чтобы по достоинству оценить изумление одесситов, приведем выдержку из воспоминаний И. Н. Певцова: «Положе­ ние театра в провинции было чрезвычайно печальное. Обычно в сезон должно было идти 180 спектаклей, и на эти 180 спектак­ лей, чтобы заполнить репертуар, нужно бы­ ло найти не менее 160 названий пьес. А это означало по одной с дробью репетиции на каждую пьесу. При такой постановке дела нужно было соблюдать в работе одно только условие: не сталкиваться лбами на сцене»1. Легко себе представить, каким чудом ка­ залось, что в «Красном факеле» спектакль повторялся до 60 раз в сезон! Но пришел грустный час осознания той истины, что провинция еще не в состоя­ нии содержать театр, который не занимает­ ся гонкой премьер. Сборы упали. Ни высо­ кое качество стектаклей, ни строжайшая экономия на постановочных и администра­ тивных расходах не могли уже вывести театр из финансового тупика. Осенью над­ винулась катастрофа. — Мы вернулись из отпуска,— вспоми­ нал артист В. Ельцов,— все ясно сознава­ ли, что надо уезжать из Одессы. Тогда «Красный факел» впервые обра­ щается к услугам специалиста-администра- тора. Им оказался А. Р. Аксарин. Он съез­ дил в Харьков и привез распоряжение Наркомпроса Украины. Театру выделялось 3 вагона: 2 классных и один товарный — для декораций. Маршрут следования опре­ делялся следующим образом: двухнедель­ ные гастроли в Харькове, затем в Киеве, Полтаве, Кременчуге и возвращение в Одессу1. Все облегченно вздохнули, начались сбо­ ры в дорогу... 25 сентября 1921 г. с утра артисты в со­ провождении провожающих родственников стали съезжаться к вокзалу. Настроение приподнятое. День солнечный, жаркий. Поезд прогромыхал на стрелках, раска­ чивались старенькие вагоны. Из-под лавок боязливо выглядывали мешочки с солью. Их прихватили, чтобы по дороге выменять на продукты. Наконец, Харьков. Настроение нервное. Играть «Красный факел» будет в лучшем театральном помещении столицы Украи­ ны— в Госопере. 1 октября'— открытие гастролей.. Идут «Саломея» и «Зеленый попугай». Все би­ леты проданы. Уже на другой день (неслыханная в наше время оперативность) в центральном печатном органе республики прозвучала оценка, о которой можно было только меч­ тать: «Красный факел» не только незауряд­ ная провинциальная труппа, но художест­ венная ценность для Украины, безусловно исключительная». Рецензент писал, что зрители были по­ ражены цельностью, стройнрстщо спектакля, тем, что в театре не чувствуется ни первых, ни вторых, ни третьих актеров, а есть рав­ ные участники общего художественного творчества. «Ансамбль изумителен и дове­ ден до совершенства, сама постановка бе­ 1 «Театральный бюллетень», Одесса, 1921. № I, стр. 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2