Сибирские огни № 04 - 1969
ИСКУССТВО Л. БАЛАНДИН Годы странствий Из истории театра „Красный факел“ Весной 1921 г. к первой годовщине су ществования «Красного факела» был за вершен и первый этап становления театра, который В. К. Татищев считал подготови тельным. Начиная с «Саломеи», театр стал регулярно, почти ежедневно выступать пе ред зрителями. В апреле подводились первые итоги. Общественность Одессы тепло приветство вала годовалого младенца. Удивительной казалась для провинции тех лет вот эта цифра: за год, за целый год -поставлено... 7 пьес! Для того, чтобы по достоинству оценить изумление одесситов, приведем выдержку из воспоминаний И. Н. Певцова: «Положе ние театра в провинции было чрезвычайно печальное. Обычно в сезон должно было идти 180 спектаклей, и на эти 180 спектак лей, чтобы заполнить репертуар, нужно бы ло найти не менее 160 названий пьес. А это означало по одной с дробью репетиции на каждую пьесу. При такой постановке дела нужно было соблюдать в работе одно только условие: не сталкиваться лбами на сцене»1. Легко себе представить, каким чудом ка залось, что в «Красном факеле» спектакль повторялся до 60 раз в сезон! Но пришел грустный час осознания той истины, что провинция еще не в состоя нии содержать театр, который не занимает ся гонкой премьер. Сборы упали. Ни высо кое качество стектаклей, ни строжайшая экономия на постановочных и администра тивных расходах не могли уже вывести театр из финансового тупика. Осенью над винулась катастрофа. — Мы вернулись из отпуска,— вспоми нал артист В. Ельцов,— все ясно сознава ли, что надо уезжать из Одессы. Тогда «Красный факел» впервые обра щается к услугам специалиста-администра- тора. Им оказался А. Р. Аксарин. Он съез дил в Харьков и привез распоряжение Наркомпроса Украины. Театру выделялось 3 вагона: 2 классных и один товарный — для декораций. Маршрут следования опре делялся следующим образом: двухнедель ные гастроли в Харькове, затем в Киеве, Полтаве, Кременчуге и возвращение в Одессу1. Все облегченно вздохнули, начались сбо ры в дорогу... 25 сентября 1921 г. с утра артисты в со провождении провожающих родственников стали съезжаться к вокзалу. Настроение приподнятое. День солнечный, жаркий. Поезд прогромыхал на стрелках, раска чивались старенькие вагоны. Из-под лавок боязливо выглядывали мешочки с солью. Их прихватили, чтобы по дороге выменять на продукты. Наконец, Харьков. Настроение нервное. Играть «Красный факел» будет в лучшем театральном помещении столицы Украи ны— в Госопере. 1 октября'— открытие гастролей.. Идут «Саломея» и «Зеленый попугай». Все би леты проданы. Уже на другой день (неслыханная в наше время оперативность) в центральном печатном органе республики прозвучала оценка, о которой можно было только меч тать: «Красный факел» не только незауряд ная провинциальная труппа, но художест венная ценность для Украины, безусловно исключительная». Рецензент писал, что зрители были по ражены цельностью, стройнрстщо спектакля, тем, что в театре не чувствуется ни первых, ни вторых, ни третьих актеров, а есть рав ные участники общего художественного творчества. «Ансамбль изумителен и дове ден до совершенства, сама постановка бе 1 «Театральный бюллетень», Одесса, 1921. № I, стр. 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2