Сибирские огни № 04 - 1969

«Свободная жизнь будет!» В Хараба-Дигор около Федора постоянно были люди — сельчане- соседи, молодежь, и он вел с ними беседы, расспрашивал о жизни, ин­ тересовался прошлым курдского народа, его традициями, обычаями, за­ писывал курдские песни, легенды и сказания. Старые жители аула до сих пор помнят его — он во всем принимал живейшее участие. Отец упрекал Федора: — Что ты день и ночь с крестьянами? Другой заботы нет? Отец был недоволен поведением старшего сына. Он мечтал сделать его своим наследником, собирался вручить хозяйство. Но Федор об этом и подумать спокойно не мог. Маленькая Нюра (на Кавказе ее стали звать Нюрэ), которую Фе­ дор привез в дом отца вместе с Марусей, плохо разбиралась тогда, от­ чего отец ссорится с Федей. Но со временем —из рассказов Маруси, брата Басо да и самого отца — ей стала ясна картина взаимоотноше­ ний отца и сына. Сейчас Нюрэ Агитовна Полатова — научный работник в области языка и литературы, живет в Ереване. Отец Агит давно умер, Маруся и Баса погибли в 1918 году. Долгие годы она ничего не знала о судьбе старшего брата, уехав­ шего в 1917 году обратно в Сибирь. Но все, что связано с Фединой жизнью на Кавказе, она помнит. — Наш дед Амар жил в Турции. Турки притесняли курдов, в осо­ бенности не принявших мусульманство курдов-езидов (огнепоклонни­ ков). И дед с четырьмя сыновьями еще в конце XIX века приехал в Рос­ сию и поселился недалеко от Карса в ауле Хараба-Дигор. После его смерти домом владели братья, но после возвращения из Сибири возгла­ вил хозяйство наш отец Агит. Он нередко пользовался при обработке земли услугами односель­ чан, а Федя считал это несправедливым. Обвинял отца Федя и в безраз­ личии к детям: образование всем им дала мать, отец же совсем почти не помогал ей. Отец питал надежду на младшего сына Басо. Но и Вася-Басо боль­ ше тянулся к Феде... Чем-то схожа их дальнейшая судьба. По стопам старшего брата- революционера пошел Басо. Через год, будучи еще совсем мальчиком, он уже руководил партизанским отрядом курдов. При отступлении из Карской области, во время схватки с врагами, он был убит около села Алям (недалеко от станции Алагез). Курды до сих пор поют песни о его храбрости. - . В ауде господствовали шейхи и беки. Летом, в период сенокоса и уборки урожая, они собирали бедняков из каждого аула и заставляли работать на себя. Платы за труд не давали, по традиции считалось, что это дань духовенству (шейхам) и главарям племени (бекам). Пользуясь мину­ тами, когда крестьяне собирались вместе во время короткого отдыха, Федя выступал перед ними: — Это же и есть эксплуатация,— разъяснял он.—Шейхи обирают вас, играя на ваших религиозных чувствах, а вы молчите. Нет человека особого происхождения, все люди равны. Надо добиваться, чтобы толь­ ко тот, кто трудится, свободно распоряжался своим трудом и своей жизнью. И такая свободная жизнь будет!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2