Сибирские огни № 04 - 1969
успокоить его, Ольга в Красноярске подарила ему новую тетрадь: «Пиши!» Федор писал много, сочинял и в дороге, и в вагонах, и на станциях, посылая Ольге стихи в письмах, а то и просто на открытках. Даже те леграммы посылал стихотворные. Но особенно много он писал на Кавказе. Живя в ауле Хараба-Ди- гор у отца, он каждое утро брал свой заветный блокнотик, поднимался в горы или садился у ручья-родника, протекавшего неподалеку от дома, и погружался в многочасовую напряженную работу. Стихи появились самые разнообразные, шутливые и серьезные, ли рические и философские, пейзажные зарисовки и раздумья о жизни, о смерти, о любви и славе. На пяти страницах убористым почерком записывает он диалог-спор между Дигориным и Маевичем. Он касается существа искусства, взаи моотношений искусства и жизни. Маевич утверждает, что все на свете перепето, нам осталось лишь одно: «писать ничтожные и мелкие дета ли». Дигорин возражает: Великой силою ума и чувства Мы можем мир создать таким прекрасным, Что перед ним померкнет красота искусства! Совершенно ясно, что Федор вслед за своим героем выше всех за дач искусства ставит задачу активного преобразования мира. Более того: Лыткин-поэт уверен, что талант, не отданный народу, гибнет. В стихотворении «На свете жил прославленный поэт» он говорит о твор ческом крахе песнопевца, который сочинял стихи бездумно, как весенняя птичка. До поры до времени его пустым песням дивился свет, но при шел день, столкнулся поэт с фактами реальной жизни, захотел о них рассказать, но это ему не удалось. Лыткин верит во всесильность человеческой воли, способной устра нить на земле зло, эгоизм и преступления. При этом молодой поэт, явно увлекаясь, приписывает лишь юношеству способность изменить жизнь. В стихотворении, которое так и называется — «Юношеству», он про возглашает: Один, один есть светлый гений В грязи тускнеющей земли: То — юность новых поколений!.. За весь следующий (и последний!) год своей жизни он напишет в три, а то, пожалуй, и в четыре раза меньше, чем сумел написать за двухнедельное пребывание на Кавказе. Не мрамор, не гранит, не золото, а медь Как памятник хотел бы я иметь,— заявляет он в одном из стихотворений, которое так и называется: «Мой памятник». Нетрудно заметить, что это стихотворение носит следы подража тельности пушкинскому «Памятнику». Но мысль о том, что о нем не забудут потомки, как о поэте-пророке, Лыткин повторяет в стихах не однократно. Я знаю — мой народ меня не позабудет, Я для него — торжественный венок. Народная молва твердить столетья будет: Он нас любил — наш брат и наш пророк. К сожалению, ему не пришлось стать поэтом, которого широко знает и помнит народ. Он просто не успел им стать. Не посчастливилось прожить ему долгую жизнь, когда само время позволяет человеку сде лать многое. Но зато как много он сделал за отпущенный ему жизнью короткий срок, находясь в первых рядах нашей революции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2