Сибирские огни № 04 - 1969

успокоить его, Ольга в Красноярске подарила ему новую тетрадь: «Пиши!» Федор писал много, сочинял и в дороге, и в вагонах, и на станциях, посылая Ольге стихи в письмах, а то и просто на открытках. Даже те­ леграммы посылал стихотворные. Но особенно много он писал на Кавказе. Живя в ауле Хараба-Ди- гор у отца, он каждое утро брал свой заветный блокнотик, поднимался в горы или садился у ручья-родника, протекавшего неподалеку от дома, и погружался в многочасовую напряженную работу. Стихи появились самые разнообразные, шутливые и серьезные, ли­ рические и философские, пейзажные зарисовки и раздумья о жизни, о смерти, о любви и славе. На пяти страницах убористым почерком записывает он диалог-спор между Дигориным и Маевичем. Он касается существа искусства, взаи­ моотношений искусства и жизни. Маевич утверждает, что все на свете перепето, нам осталось лишь одно: «писать ничтожные и мелкие дета­ ли». Дигорин возражает: Великой силою ума и чувства Мы можем мир создать таким прекрасным, Что перед ним померкнет красота искусства! Совершенно ясно, что Федор вслед за своим героем выше всех за­ дач искусства ставит задачу активного преобразования мира. Более того: Лыткин-поэт уверен, что талант, не отданный народу, гибнет. В стихотворении «На свете жил прославленный поэт» он говорит о твор­ ческом крахе песнопевца, который сочинял стихи бездумно, как весенняя птичка. До поры до времени его пустым песням дивился свет, но при­ шел день, столкнулся поэт с фактами реальной жизни, захотел о них рассказать, но это ему не удалось. Лыткин верит во всесильность человеческой воли, способной устра­ нить на земле зло, эгоизм и преступления. При этом молодой поэт, явно увлекаясь, приписывает лишь юношеству способность изменить жизнь. В стихотворении, которое так и называется — «Юношеству», он про­ возглашает: Один, один есть светлый гений В грязи тускнеющей земли: То — юность новых поколений!.. За весь следующий (и последний!) год своей жизни он напишет в три, а то, пожалуй, и в четыре раза меньше, чем сумел написать за двухнедельное пребывание на Кавказе. Не мрамор, не гранит, не золото, а медь Как памятник хотел бы я иметь,— заявляет он в одном из стихотворений, которое так и называется: «Мой памятник». Нетрудно заметить, что это стихотворение носит следы подража­ тельности пушкинскому «Памятнику». Но мысль о том, что о нем не забудут потомки, как о поэте-пророке, Лыткин повторяет в стихах не­ однократно. Я знаю — мой народ меня не позабудет, Я для него — торжественный венок. Народная молва твердить столетья будет: Он нас любил — наш брат и наш пророк. К сожалению, ему не пришлось стать поэтом, которого широко знает и помнит народ. Он просто не успел им стать. Не посчастливилось прожить ему долгую жизнь, когда само время позволяет человеку сде­ лать многое. Но зато как много он сделал за отпущенный ему жизнью короткий срок, находясь в первых рядах нашей революции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2