Сибирские огни № 04 - 1969
яркую, более цельную жизнь. Но... все порывы гаснут, когда со всех сторон пошлость и низкие порывы». А еще через год, в 1914 году, в другом сборнике литературных про изведений учеников Иркутской гимназии «Первый подснежник» он в стихах своих снова возвращается к этой же мысли: Смотрю кругом... И всюду предо мною Бессмысленная жизнь. Ужели никогда, Как омут, грязные, мертвящие оковы Ничтожных дней не сгинут, не спадут? Недовольство «бессмысленной жизнью» вскоре сменяется у Лытки на жаждой активной борьбы. В бумагах юного поэта той поры сохра нились такие стихи: Грозы я жду! В безгранном мире Мне душно, пленнику цепей. Как жаждут воли и лучей Темницы затхлые Сибири, Так я, извечный дух свободы, Я жажду бурь и непогоды Для счастья родины моей! В это же время из-под пера «Полот-бека» выходит и та самая статья, которая напечатана в подпольном журнале иркутских гимнази стов «Наша работа», в журнале, взбудоражившем и жандармов и гим назическое начальство. Вернее сказать —это был уже не Полот-бек. Перестала Федора привлекать экзотическая окраска собственного имени. Родился просто Федор Лыткин, получивший затем конспиративное имя «Декабрьский». Он покинул добропорядочный дом Рассушина и скоро нашел себе вер ных друзей среди людей революционно настроенного круга. Лучшим другом Федора стал Пантелеймон Парняков. Друзья настоящие Пантелеймон Парняков был на два года старше Федора. Они совсем не подходили друг к другу. Лыткин —горячий, несдер жанный, а Парняков —всегда спокойный, суховатый. Близорукий Пан телеймон носил очки, которые потом заменил на пенсне. Пенсне делало его еще более строгим и серьезным. Но он тоже увлекался литературой, любил музыку, сам пытался писать рассказы. Общие интересы и сблизили гимназистов из разных классов. Однако увлекался Парняков не только искусством и литературой. В 1905 году, в десятилетнем возрасте, он приехал с родителями из глухого таежного села Вельска в Иркутск и впервые почувствовал, что т.акое большой город, взбудораженный революцией. Красные знамена, взволнованные лица, необычные революционные песни —все это на всегда запомнилось мальчику. Но обостренному восприятию им рево люционных настроений способствовал весь уклад жизни в семье Пар* няковых. Мать —учительница —воспитывала детей на лучших образ цах классической литературы. Отец —священник, но предоставил стар шему сыну полную свободу выбора убеждений. Пантелеймон с двена дцати лет стал воинствующим атеистом. Отец не только не запрещал участвовать в социал-демократических организациях, но даже помогал.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2