Сибирские огни № 03 - 1969

Звенят ,х гудит носовая палуба, окруженная синей водой, раэголу- белым небом и всхолмленными березовыми, сосновыми и рябиновыми берегами Подмосковья. Пароход — по самой середке, вода расступается то морщинистым, то гладким стеклом, и река швыряет тугой свежий ветерок на разгоря­ ченную палубу. Поглядите на Виолетту с «Пролетария», до того слабенькую и топ­ кую, что дунь и упадет,— на Виолетту, у которой за худющей спиной — тюрьма и костоломка,—она танцует сейчас вместе со всеми- - танцует каждой своей перемученной жилочкой, каждой прядкой льняных во­ лос—и на бледных щеках тонкий румянец,—она сейчас в родном при­ балтийском городке, на мощенной камнем площади, среди острых чере­ пичных крыш. Поглядите на Ольгу Савватьевну Ореханову, на Ольгу с семенов­ ской мансарды— как красиво это большое статное тело, эти обнажен­ ные белые руки, эти тугие витки черных волос на затылке! Поглядите на застенчивую Марусю Змейкину, на Раю Михалеву, которая и пляшет и строит глазки, на сухопарую жену Сарычева,— спросите их через тридцать лет, как они выплясывали на палубе паро­ хода летом третьего решающего года пятилетки! Вы думаете, мужчины в сторонке? Это кто,-не Миха Сундырин, увалистый, тяжеленный, аж палуба под ним трещит? А подмигивает и шутействует не Коля Прутиков со сборки? А подшаркивает и семенит не Платон ли Григорьевич ухарь Егорушкин? Их тоже порасспросите, дети и внуки, они вам тоже расскажут про тот синий солнечный день на Москве-реке! А выводит причудливый и простой рисунок краковяка — с его чис­ той вопрошающей интонацией, с его волнующей незаконченностью фра­ зы, с ею кругообразным возвращающимся разговорным ритмом,— вы­ водит на баяне Яша Кукушкин, и сейчас у Яши, у черта, ни лоска, ни ухмылки — потому, что и он, черт, в танце, и он в музыке! А кто же не танцует? Не танцует Елизар Бова и не танцует Лена Удатова. Не танцует Варя Мещерин.а и не танцует Андрей Хромов. И еще —Таня Франковская. Таня хмуро поглядывает на отца,— он на скамье у противополож­ ного борта. Когда Таня обращает лицо к Кукушкину, то словно свет­ леет и вся тянется к нему. Бова, рядом с Андреем,— в старой простиранной блузе и тяжелых рабочих сапогах,— и он кривит толстые выпуклые губы: — Знаем! Слыхали! Это йсе буржуйские штучки —шаркают по паркетам. Лучше бы беседу на научную тему! А сам — на Лену, а Лена — мимо него. И вдруг Бову и Андрея охватывают жилистые руки Трофи- мыча. — Не потерплю! — защелкала вставная челюсть.—А ну, старуха, гони девчат в круг! ... Быстрый, верткий, в легком коричневом костюме, ,а, рубашке «апаш» — весело пошел Трофимыч, пошел — и Ивана Исаича в строгой тройке с жилетом потянул, и Ходырева. Только Франков.ский сидит на скамье и сторожих лотку, и емодрит ненавидяще на баян в широких Яшкиных руках. ю ю о ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2