Сибирские огни № 03 - 1969
дает достаточно полное представление о процессах, идущих в хакасской литературе. Автор рассматривает эти процессы на ши роком фоне развития советской литературы в целом, прослеживая, как те или иные тенденции проявляются в творчестве нацио нальных писателей, сопоставляя свои на блюдения с фактами, характерными для других младописьменных литератур. Разделы книги—-«От фольклора к мла дописьменной литературе», «Поэзия набира ет высоту», «Путь национальной драматур гии», «Рождение прозы» — охватывают наи более существенные этапы становления молодой литературы, мужающей от года к году. Автор умеет сочетать общий обзор про изведений с конкретным анализом их, вы являя тонкие и сложные связи между фольклором и литературой, между тради ционными формами и новыми, рожденными сегодняшним днем, плодотворным взаимо влиянием братских литератур. Отдельные просчеты К- Антошина не 'меняют общей положительной оценки. Д у мается, что эти просчеты идут от языковых неточностей, деформирующих авторскую мысль. Например, на стр. 34 читаем: «Рас сказывая о прошлом своего народа, М. Бан нов свободно и естественно использует мотивы хакасских героических сказаний, в которых с болью повествовалось о траги ческой эпохе» монгольского нашествия. Д а лее критик отмечает: «Произведения М. Бан нова об историческом прошлом примеча тельны перекличкой с нашим временем, они озарены идеями современности». В его поэ мах «творчески используется и наследуется поэтика народных героических сказаний», «образы фольклора значительно трансфор мируются, приобретают новый смысл, под чиняются авторским задачам». А вслед за этим, без всякого перехода, сказано: «Говоря о поэзии М. Баинова, следует отметить некоторую его творческую незрелость, проявляющуюся в некритиче ском отношении к фольклору хакасов, в нарушении единого органически целого сплава эпоса и лирики... тема прошлого своего народа и связанные с нею мотивы скорби и тоски занимают чрезмерное место в поэзии М. Баинова». Невольно возникает ощущение, что соседние абзацы писал не один автор, а два, стоящих на противопо ложных позициях. Или: «Рассказы М. Чебодаева... по срав нению с другими национальными авторами (не очень ловко выражена мысль — рас сказы сравниваются с авторами.— М. Ю.)... примечательны тем, что в них автор умеет раскрыть характеры героев, их внутренний мир, психологию, выразить свое отношение к героям». Вряд ли критик хотел сказать, что в рассказах других авторов не раскрыты ха рактеры героев и их психолЬгия, но полу чилось именно так. Есть в книге К. Антошина и погрешно сти вроде такой: «При всей своей яркости и к р а с о ч н о с т и хакасская поэзия тех лет... оперировала всего лишь д в у м я к р а с к а м и : ч е р н о й и б е л о й » (раз рядка моя.— М. Ю.). Какая же тут красоч ность? Но в главном автор добился успеха — прежде всего благодаря верно выбранной «точке отсчета», позволяющей «вписать» достижения хакасских литераторов в еди ную картину развития многонациональной советской литературы. Если попытаться представить себе книгу Ефима Беленького «Писатели моей земли» по оглавлению, может возникнуть опасе ние — не чрезмерно ли она пестра? Горький и его связи с Сибирью, творче ство поэтов П. Драверта и Г. Вяткина, «пи сатель необычайной судьбы» Антон Соро кин, омский журнал «Искусство», всего два номера которого вышли в 1921 и 1922 годах,— таковы, казалось бы, почти «несовместимые» темы, привлекшие внима ние исследователя. И все же критик и литературовед Е. Бе ленький написал книгу на редкость цель ную, очень интересную, каждая статья ко торой открывает многое, что, бесспорно, войдет в научный обиход всех, кому доро ги литература Сибири, ее история. Автор предваряет читателя, что его кни га — «результат многолетней литературно краеведческой работы». Но и без этого предупреждения очевидно, как широк при влеченный критиком материал, какая объ емная работа стоит за каждой статьей. Чем определяется цельность этой книги, столь разнообразной по темам? Прежде всего благородным .стремлени ем автора сохранить художественные цен ности, созданные в Сибири и незаслуженно оставшиеся в тени. В этом — пафос книги, цементирующий ее в единое целое. Далее, в статьях Е. Беленького привле кают свежесть взгляда и документальность. Порой бывает, что обилие источников отя желяет изложение, делает его рыхлым. Критик умеет подняться над материалом, и каждый приведенный им факт «работа ет» на концепцию книги, помогает осмысле нию сложных литературных явлений. Вся книга пронизана ищущей мыслью исследователя, и этот неустанный поиск увлекает читателя, заставляет напряженно следить за ходом рассуждений, сопоставле ний и ассоциаций. Е. Беленький счастливо избежал еще одной опасности. Зачастую критики, увлек шись предметом исследования, незаметно для себя переходят с позиций анализа и оценки на позиции восхваления; Е. Белень кий не боится самым недвусмысленным образом сказать об ошибках и просчетах автора, независимо от размеров дарования последнего, будь то Горький или Драверт. Отдавая должное гению Горького, показы вая его поистине непостижимые по интен сивности, размаху и глубине связи с Си бирью, его огромную роль в становлении большинства писателей-сибиряков, критик
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2