Сибирские огни № 03 - 1969
*а пределы Кузбасса. В самом деле — Бая нову отыскивается место среди «кузбасских поэтов», Небогатов сопоставляется с Бая новым. Впрочем, может быть, нет оснований усматривать связи более широкие? Но сам А. Абрамович упоминает А. Твардовско г о— хотя лишь в качестве «учителя Михаи ла Небогатова». Можно уверенно утверж дать — анализ стихов М. Небогатова в свете блистательных свершений А. Твардовского куда больше дал бы и поэту, и читателям. Тут речь идет не о масштабах дарования, а о верности творческим принципам, кото рым следуют поэты. Попытка создать обособленный мир «кузбасской литературы», необоснованно суженный взгляд искажают перспективу, дробят широкую картину современного ли тературного процесса на маленькие остров ки, на какие-то «удельные княжества». По неволе начинаешь опасаться — не появится ли еще и термин «кузбасская литература», а затем — омская или новосибирская, том ская или барнаульская?.. Хочется поспорить и со многими кон кретными оценками критика. Так, перечислив фольклорные «образы и выражения» в стихах В. Баянова («хмельной да кудрявый», «хоть возами вози», «золотые трубы», «зорил сорочьи гнезда», «тропки-стежки», «застолица», «наветы» и т. д .), А. Абрамович заключа ет: «...их образное содержание таково, что они' буквально врезаются в память». Выходит, стоит лишь любому поэту «включить» в свои произведения теч или иные обороты (а то даже отдельные сло ва! )— и стихи его будут «врезаться в па мять». Уж слишком механистическим, без учета сложнейших законов поэзии, выгля дит такой «совет». Выступая за применение гиперболы («в фольклоре всегда неотразимо действует гипербола»), А. Абрамович делает вывод: «Гипербола не формальный прием, она слу жит выявлению смысла произведения, по тому что она всегда подчеркивает надежды, стремления народные, потому что всегда в изображении одной личности подразуме вается совокупная, единая сила народа. Достаточно вспомнить гигантские былинные образы русских богатырей». Хотя и внушительно выглядит это вы сказывание, оно лежит за пределами исти ны. Как известно, гипербола — формальный прием; другое дело, что существует нераз рывное единство формы и содержания, что каждым формальным приемом раскрывает ся суть произведения, отношение автора к изображаемому. Почему гипербола « в с е г д а подчеркивает надежды, стрем ления народные»? А гиперболический образ Идолища поганого или Соловья-разбойни- ка? Почему, наконец, « в с е г д а в изобра жении одной личности подразумевается ...единая сила народа»? Впрочем, автор сам противоречит себе, упоминая не об одном богатыре, а о б о г а т ы р я х . Таких непродуманных, очень субъектив ных выводов в книге А. Абрамовича, к со жалению, немало. В конкретном анализе произведений В. Баянова А. Абрамович щедро раздает похвалы стихам — «хоро1пим» и «очень хо рошим», «сильным» и «подкупающим ис кренностью и взволнованностью». В самом деле, В. Баянов создал немало поэтических строк,, но есть у него и неудачные; оцени вать некоторые из них так, как это сделал . А. Абрамович, все-таки не следует. «Советуя читателю прочесть такие про изведения (идет перечень стихов.— М. Ю.), мы должны,— пишет критик,— остановить ся еще на одном — «Дождь перестал, как по указке...» Оно, как и все стихотворения поэта, безыскусственно, но если вникнуть глубже в его содержание, полно глубокого смысла. Кончился дождь, и босая девчонка идет по обочине дороги, «а в пальцах ног ее босых навязли звездочки ромашек и колокольчиков степных». Нет^ ни портрета героини, ни других примет, кроме верно схваченной детали — пальцев ног, опутан ных цветами. Только эта деталь настолько характерна, что по ассоциации с ней можно представить себе героиню во всем ее ин дивидуальном облике». Отвлечемся от сочетаний типа «читате лю прочесть», «глубже... глубокого смысла», отвлечемся от излюбленного автором эпи тета «безыскусственный» (этим эпитетом характеризуются не только стихи В. Бая нова, но и М. Небогатова, и эпизод из ро мана А. Волошина — эпизод, о котором «рассказано так искренно, тепло, безыскус ственно»),—-отвлечемся от этих явных стилистических огрехов, и все равно такой анализ звучит пародийно. Вряд ли стоило в этой же статье отно сить к числу «метких деталей портрета» такой расхожий штамп, как «больших, спо койных рук... тепло»: его никак не воспри мешь, как поэтическую находку. Статью «О проблемах и образах романа «Берег правый» А. Абрамович фактически разделил на две части. В первой он рас сматривает производственные проблемы, затронутые Г. Емельяновым, во второй — анализирует характеры действующих лиц романа. Но совершенно очевидно, что в ху дожественном произведении проблемы мо гут быть решены только через образы его героев. Механически отделив одно от дру гого, критик не достиг желаемой цели: не убедил читателей в том, что мы имеем де ло с целостным, интересным художествен ным произведением, а не с трактатом о проблемах строительства. Эти существенные недостатки в нужной по замыслу книге очень обидны — тем бо лее, что А. Абрамович— профессионально зрелый критик, с которого можно спраши вать без каких бы то ни было скидок. Иную «точку отсчета» избрал К. Анто шин в книге «Жизнь молодой литературы». При необходимой краткости, обусловлен ной, видимо, соображениями объема, книга
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2