Сибирские огни № 03 - 1969
по Сибири и Дальнему Востоку составляет 1500 экземпляров. Думается, что реальный круг учреждений и отдельных лиц, заинте ресованных в использовании рассматривае мых цами пособий, значительно шире, (За метим попутно, что средний тираж кален дарей по РСФСР равен 2500 экземпляров). Составители календарей в предисловиях, в «Советах библиотекарям» обращаются к читателям с просьбой присылать свои отзывы и замечания. Заслуживает внима ния опыт Якутской республиканской биб лиотеки им. А. С. Пушкина, которая в 1967 году приложила к календарю специ альную анкету, включающую вопросы о формах использования его читателями, о достоинствах и недостатках пособия, его оформлении, о предложениях по улучше нию следующих выпусков и т. д. К сожалению, приходится отметить не достаточную оперативность большинства календарей. Так, в 1968 году ни один из сибирских календарей не вышел в свет до начала года, а опоздание в среднем (по дате подписания к печати) составило 1,5— 2 месяца. Таким образом, целый ряд дат, включенных в календари,, к моменту по ступления пособий к читателям оказывает ся уже в прошлом. В настоящее время на территории Си бири и Дальнего Востока выходит 10 крае ведческих календарей. Таким образом, на карте Сибири в этом отношении еще оста ются белые пятна: Алтайский край, Кур ганская, Омская, Томская, Тюменская об ласти. Учитывая большое практическое зна чение календарей в активной краеведческой работе, следует предусмотреть составление и выпуск их по каждой области в самом ближайшем будущем. М . Ю т о в ТОЧКА ОТСЧЕТА П очти одновременно в трех разных из дательствах Сибири вышли книги трех критиков: А. Абрамовича «На своей зем ле. Очерки творчества кузбасских писате лей» (Кемерово, 1968), К. Антошина «Жизнь молодой литературы. Творчество хакасских писателей в послевоенные годы» (Красноярск, 1967) и Е. Беленького «Пи сатели моей земли» (Новосибирск, 1967). Общее в них — пристальное внимание к ме стным литературным силам: в прошлом, как у Е. Беленького, или в настоящем, как ! у А. Абрамовича. Такая приверженность критиков и лите ратуроведов к «местной теме» — явление не новое, но всегда отрадное, ибо кому же, * как не им, изучать культуру родного края. Все дело в том, с каких позиций оценива ется то, что совершается «во глубине» Си бири, каков уровень требований исследова теля. А. Абрамович — опытный критик, чело век, знающий и любящий литературу. Он внимательно изучает книги; родивйшеся на земле Кузнецкой — от романа А. Волошина «Земля Кузнецкая» до романа Г. Немченко «Здравствуй, Галочкин», от стихов М. Не богатова, два десятилетия назад вошедшего в литературу, до В. Баянова, сравнительно недавно издавшего свою первую книгу. , Разные писательские судьбы, уже ело-» жившиеся или только складывающиеся, раз ные книги... Проанализировать эти книги, определить место писателя в текущем ли тературном процессе — дело нужное » в аж ное. Есть в книге А. Абрамовича и иезаем- ная интонация критика, умеющего в тонной фразе выразить свое отношение к тому или иному литературному факту, есть любопыт ные наблюдения, наталкивающие читателя на размышления, есть и основательный ана лиз конкретного произведения, .например романа Г. Немченко «Здравствуй, Галоч кин». Но есть в книге А. Абрамовича и то ропливая скоропись и не очень точные фор мулировки, и подмена анализа пересказом произведения, а главное — есть в ней не верная т о ч к а о т с ч е т а . «Если определить точное место Виктора Баянова в строю кузбасских поэтов, то его можно назвать самым лиричным из всех наших лириков»,— такой фразой начинает автор статью «Лирика Виктора .Баянова», открывающую сборник. В начале статьи о творчестве В. Мазае- ва А. Абрамович рассуждает об «особом месте», которое занимают-рассказы писаке- ля: «Ни у кого из кузбасских писателей не встретишь, пожалуй, таких суровых пейза жей, таких трудных и суровых событий». Эти два зачина показательны —- критик не задается вопросом, к а к и е пути торит прозаик или поэт, чьи традиций он про должает и развивает. Ставя того или ино го автора в некое изолированное положе ние, отыскивая его место т о л ь к о «в строю к у з б а с с к и х поэтов» или прозаиков, А. Абрамович, сам того не желая, обрубает широкие связи кузбасских литераторов, давно перешагнувших областные рамки. Это — не обмолвка критика. Рассматри вая в статье «Простота и задушевность» творчество М. Небогатова, критик утверж дает: «При всем различии индивидуальных почерков М. Небогатова и В. Баянова, их роднит стремление к простоте, безыскус ственной, чуждой вычурности, говорящей понятно о самом сложном». Суть не только в том, что слова эти слишком общй, что они не дают представления о главком на правлении в уворчеетве М. Небогатова (а какой поэт не стремится к простоте; не чуждается вычурности?), но- и в том, что сопоставления А. Абрамовича не выходят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2