Сибирские огни № 03 - 1969
на дорогу, опираясь на лучшие в них ка чества. Десять месяцев прожил Байкалов в де ревне до нашей разлуки с «им, прожил яе зря, с большой пользой для дела и для людей, отдавая им все свое время, все силы и не рассчитывая на благодарность. И если бы не обедненный его интимный мир, не слишком бесстрастные и бесцвет ные отношения с женой, ни к чему не обя зывающие— с юной деревенской красави цей Любкой, исчерпывающиеся формулой: «она ему нравится», то можно было бы считать, что создание образа Байкалова — бесспорная удача писателя. Для тех, среди которых Байкалов жил, М. Рассказов находит также достаточно своеобразных и ярких красок — в речевых и портретных характеристиках, в раскры тии их нравственных исканий, их сущности. М. Рассказов любит своих героев и пишет о них с трепетом и в то же время обстоя тельно и неторопливо, с пристальным вни манием ко всем особенностям деревенской жизни, где каждое лицо, каждый жест и движение — на виду. Жаль только, что в некоторых приемах писатель повторяется; особенно это заметно в изображении внеш него облика героев. Вникая в душевные переживания своих немалочисленных персонажей, присматри ваясь к их разным характерам и судьбам, М. Рассказов стремится к социальному и философскому осмысливанию материала, к исследованию характеров не только в их биологической обусловленности, но и в кон кретной исторической и общественной взаи мосвязи. В этих обобщениях писатель, слу чается, использует элементы очерка — констатацию факта, прямое указание на задачи времени, публицистические раз думья. Это разностилье свидетельствует о еще недостаточно высоком мастерстве ав тора, и оно не устранено — да и не могло быть устранено — редактурой, хотя повесть прошла, по всей видимости, тщательную и добротную редактуру. «Всего триста дней» — первое крупное произведение М. Рассказова — имеет, без условно, немалое идейное и этическое зна чение. И появление его следует признать фактом отрадным и своевременным. А . В> М а м о н т о в СИБИРСКИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ КАЛЕНДАРИ С реди разнообразных печатных изда ний, содействующих массовой пропа ганде краеведческих знаний, важное место принадлежит республиканским, краевым и областным календарям знаменательных и памятных дат. Первые местные календари появились еще в 1956— 1957 годах в Ива новской области и Хабаровском крае, с тех пор они получили широкое распространение, и ныне только в Российской Федерации ежегодно выходит свыше тридцати выпу сков пособий этого типа. Составление и издание календарей осу ществляют в настоящее время также мно гие крупные библиотеки Сибири и Дальнего Востока (Бурятская, Иркутская, Кемеров ская, Красноярская, Новосибирская, Хаба ровская, Якутская и др.). Накопленный ими опыт позволяет отметить положительные стороны календарей, их основные недостат ки, поделиться некоторыми соображениями по совершенствованию изданий. Каждый ежегодник, адресуемый соста вителями пропагандистам, лекторам, ра ботникам культуры и просвещения, широ ким кругам краеведов, открывается переч нем местных памятных и знаменательных дат, которые будут отмечаться в течение года. К сожалению, в большинстве кален дарей отсутствуют даже важнейшие даты общесоюзного характера (годовщины Ве ликой Октябрьской социалистической рево люции, 1-е Мая, День победы и др.). Разумеется, такие события должны вклю чаться в областной календарь не вообще (этим целям служит центральный ежеме сячный «Календарь знаменательных и па мятных дат», выпускаемый издательством «Советская Россия» совместно с Государ ственной публичной исторической библио текой), а на местных материалах. Удачно решен этот вопрос, например, в Краснояр ском и Якутском календарях, где 22-е апре ля (День памяти В. И. Ленина) отмечает ся соответственно под рубриками «Пребыва ние В. И. Ленина в Красноярском крае» и «Роль В. И. Ленина в социалистических преобразованиях в Якутии». Перечни дат, как правило, бывают весь ма обширны; они включают несколько де сятков, а иногда и около ста различных событий. Конечно, нет возможности (да, видимо, и особой необходимости) снабжать все даты подробными методическими мате риалами. Поэтому составители календарей отбирают для м-ассовой пропаганды наибо лее значительные, представляющие широ кий общественный интерес события (в среднем 15—20 дат в каждом ежегоднике). В последние годы в отборе дат наметилась очень важная тенденция всестороннего отражения жизни края в календарях (про мышленность и сельское хозяйство, геогра фия и культура, история, искусство и лите ратура, юбилеи отдельных местных деяте лей и т. д.). Можно было бы привести много конкретных примеров, подтверждаю щих наличие этой тенденции; ограничимся лишь одним — перечнем дат, отмеченных в Новосибирском календаре на 1968 год: «Сибирский детский журнал», художник А. А. Туркин, I съезд колхозников Запад- 12 Сибирские огни № 3 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2