Сибирские огни № 03 - 1969
законы лирического повествования. Мате риал повести далеко не весь пропущен через поэтическое сознание автора. Тща тельного отбора фактов требует всякая проза. Какие-либо ошибки в этом сложном творческом процессе особенно заметны в прозе лирической, ибо здесь каждая де таль должна быть обусловлена не только логикой действия, характера, но и логикой чувства. А между тем, в этой повести порою ни как «не стреляют» целые сцены. Так полу чилось с тщательно выписанными эпизода ми таежной жизни деда Данилки. В сто роне от логического и поэтического центра повести оказались и «базарные» похожде ния отца и дяди Данилки. Для небольшого произведения многовато и случайностей (встреча на вокзале с попом, в другой раз Данилка счастливо сталкивается со своей учительницей Полиной Федоровной и т. д.). А ведь все эти встречи оказываются по воротными в жизни мальчика, и, конечно же, нагромождение случайностей отнюдь не усиливает убедительность повествования, расшатывает веру читателя в реальность изображаемого. Некоторые герои повести, особенно взрослые, не имеют лирического «центра», поэтической изюминки, что ли, которая бы делала их запоминающимися. А потому многие из них приходят и уходят, не оставляя следа в душе читателя.^ Нельзя не пожалеть, что в книге И. Ягз- на, особенно в повести «Данилкино утро», далеко не всегда лиризм, поэтичность ока зываются помноженными на реалистическую точность и строгий, отбор художественных средств. А ведь именно это мы обнаружи ваем в лучших образцах советской лири ческой прозы сегодняшнего дня. Ф. Васильева ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ В ДЕРЕВНЕ Ф альшивую речь, как фальшивый пол тинник, по звону слышно»,— сказал как-то к слову дед Вершинин, один из ге роев повести М. Рассказова «Всего триста дней»1. Он всегда не прочь посудачить, этот дед,— время есть (на заслуженном отдыхе человек) и есть что поведать лю дям. Словоохотливостью он чуть напоми нает других дедков из книг давно и широко ■М Р а с с к а з о в . Всего триста дней. По весть. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн, изд , 1968. известных писателей, но у Вершинина — особый мир представлений, понятий и вос поминаний о прошлом, свой язык, грубо ватый, но выразительный и правдивый. Тем Вершинин и располагает к себе, что не сомненно правдив во всех своих открове ниях, доверчиво обнажая перед слушате лями и светлые, и темные стороны своей души. Так и автор повести — он покоряет чи тателей: безусловной искренностью, и есте ственностью интонаций — без фальши, без пережимов, без изысков. Повесть восприни мается как плод длительных и вдумчивых наблюдений, переживаний, нелегкого лично го житейского опыта. Изображается сибирская деревня сере дины пятидесятых годов со всеми ее проб лемами. Это и перевооружение сельского хозяйства на новой технической основе, и методы руководства колхозами, и система планирования, и первостепенные вопросы устройства быта и организации культурного отдыха деревенских жителей. С тех пор в колхозах и совхозах произошли и все еще происходят большие перемены, связанные с выполнением решений партии. Некоторые из проблем уже решены, и в повести они остаются как примеры одного из трудных периодов нашего колхозного строительства, необходимые для последующей ориента ции. Но многие из них, относящиеся к сти ранию граней между городом и деревней, к сближению сельскохозяйственного труда с трудом индустриальным и — соответствен но — к изменению психологии людей, и в настоящее время являются насущными и ждут дальнейшего социального и художе ственного исследования. Сюжет повести «Всего триста дней» до вольно стереотипен: горожанин приезжает в село на работу, сталкивается .с непри вычными трудностями, с непростыми чело веческими характерами, с противоречием между служебным долгом и долгом перед семьей. Но М. Рассказову удалось избе жать кое-каких одиозных повторений, при сущих некоторым произведениям писате- лей-«деревенщико'В». Все в романе прони зано здоровым, светлым мироощущением, жизнеутверждающей силой, устремленно стью к лучшему будущему. Главный герой — Байкалов— любит деревню дея тельною любовью, любит такую, какой ее видит, скорбя из-за ее явных несовер шенств, непримиримо относясь ко всяким несуразностям «деревенской жизни», не преувеличивая возможностей их скорого преодоления и всячески стремясь к нему. В своих поступках и решениях, в своих по мыслах и чувствах Байкалов не всегда бе зупречен; допускает он и просчеты, и ошибки. И даже не успевает их осознать, Но ценное в Байкалове — это подлинная, терпеливая, актив’ная любовь к людям, редкостный природный такт в подходе к ним. А ведь они всякие — хорошие и дур ные, добрые и озлобленные, сознательные и разболтанные, и всех их надо вывести
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2