Сибирские огни № 03 - 1969
димости роста городского населения, что он патриархален, старомоден... Но к чему это продолжать? Ведь Твардовский осуж дает тех (и себя не щадит), что подались на легкие хлеба, а жизнь такова, что ко му-то нелегкие хлеба в деревне все равно пришлось добывать для всей страны. Он против скороспелого искоренения деревен ского, против той безликой искусственно сти, что подчас приходит на смену выно шенной веками красоте русской души и русской природы. Не прокидаться бы! Ведь мало иметь городскую профессию, благоустроенную квартиру и прочие удоб ства, есть еще культура чувств, богатство души, беспокойство за Россию, любовь к земле, тебя родившей... А. Твардовский пишет о многих ранах, что были нанесены его душе и душам дру гих, об ошибках, что сами мы совершили' и еще совершаем, о трудных моментах истории. Он не хочет ни облегчать, ни упро щать ее. Но здесь очень важна тональ ность, в которой это все говорится. И ес ли поэт, вступивший в пору своей зрело сти, прошедший через боль потерь и горечь разочарований, с надеждой обращается к будущему, славит бытие, чувствует ло коть народа, заботится, чтобы хорошее и плохое пошло нам впрок, пристально и зорко вглядывается в лицо новому дню — он дает молодым хороший урок. Некогда. Времени нет для мороки,— В самый обрез для работы оно. Жесткие сроки — отличные сроки. Если иных нам уже не дано. Зрелость видит настоящее и в его исто ках и в его далях. Оптимизм поэта — не бодряческая приправа, не результат одно стороннего искусственно-упрощенного взгля да на мир, он имеет основу, прочную и неколебимую — народ, идущий дорогой со ветской власти, народ, выкорчевывающий те пни, что стоят на пути, и без помпы водружающий знамена нелегких побед. Хорошую, честную книгу написал А. Т. Твардовский, Она очень личная, мо жет быть, самая личная книга поэта, вме сте с тем точно, обобщенно выразившая время. Разговор с эпохой получился нели цеприятный, по большому счету, с полной верой в ее силы. И эпоха слушает заинте ресованно— это ей на пользу. ч Н. С о б о л е в а СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНЬЯ! ГГорис Водопьянов не только интерес- " н ы й начинающий писатель, но и че ловек «бывалый» — он лоцман и уже мно го лет водит суда по Енисею. Рассказы его1 населяют капитаны, ма тросы, рыбаки, геологи — все те, с кем встречается, работает бок о бок писатель. В его рассказах оживает скромная суро вая красота севера, «тяжелое небо, подсве ченное по горизонту тревожной белизной», «широкие забереги в илистых протоках»... И главное в этом крае безмолвия — живые артерии его, сибирские реки. Недолги меся цы навигации, но «радостным баритоном» своих сирен многочисленные лесовозы, бук сиры и пароходы «стряхивают сонное оце пенение окрестных лесов», и тогда все пре ображается. К судам, бороздящим Енисей, автор от носится как к существам одухотворенным, вызывающим то ласковую усмешку, то чувст. во восхищения, а то и глубокое сочувствие, сродни тому, что вызывает у нас встреча с че ловеком преклонных лет: «Было что-то щемя ще-грустное в одном даже виде этого старого греческого парохода. Помятые борта, гряз ные подтеки у шпигатных отверстий, не суразно высокая труба, черная от угольной копоти. Странно звучало его название — «Иванос». Вдоль Енисея дул крепкий се верный ветер. На пологой зыби «Иванос» лениво переваливался с боку на бок, обна жая ржавое клепаное брюхо» («Импера торский орел»), А вот сцена «смерти» парохода, покину того командой: «Влекомый льдинами, па роход медленно удалялся от берега, разво рачиваясь носом по течению, будто желая и последний свой путь пройти, как подоба ет кораблю, носом вперед. Пароход, честно отслужив людям долгую и трудную служ бу, так неохотно расставался с жизнью! Смертельно раненный, он много дней шел к морю и, уже почувствовав его холодные объятья, ^успокоенный, лег на дно в самом глубоком месте на осетровом ходу» («Бан ка Новая»), Пусть это не прозвучит парадоксально, но можно сказать, что Б. Водопьянову уда лось создать нечто вроде «портретной гале реи» различных судов, где каждое имеет свою «индивидуальность», свои «неповтори мые черты». Особая любовь писателя — к рекам Си бири, ко всему тому, что связано с их «ха рактером», «норовом», «хитростью», «гне вом» и «замираньем». С уважением пишет он о «сложном и сильном» Енисее, кото рый «таит свои секреты» от непосвящен ных, от нелюбознательных и ленивых. Единоборство человека с мощной рекой, умение разрешить все ее загадки, пройти через расставленные ею ловушки — вот что увлекает героев рассказов Водопьянова. В этом поединке выковываются и особые характеры людей — немногословных, сдер жанных, порой даже суровых. Так, напри мер, у старейшего лоцмана Климова «...склонность к порядку» была «больше, чем склонность,— страсть, недуг, своего 1 Б. В о д о п ь я н о в . Ходовые огни. Расска« зы. Красноярск, кн, изд,, 1968,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2