Сибирские огни № 03 - 1969

димости роста городского населения, что он патриархален, старомоден... Но к чему это продолжать? Ведь Твардовский осуж­ дает тех (и себя не щадит), что подались на легкие хлеба, а жизнь такова, что ко­ му-то нелегкие хлеба в деревне все равно пришлось добывать для всей страны. Он против скороспелого искоренения деревен­ ского, против той безликой искусственно­ сти, что подчас приходит на смену выно­ шенной веками красоте русской души и русской природы. Не прокидаться бы! Ведь мало иметь городскую профессию, благоустроенную квартиру и прочие удоб­ ства, есть еще культура чувств, богатство души, беспокойство за Россию, любовь к земле, тебя родившей... А. Твардовский пишет о многих ранах, что были нанесены его душе и душам дру­ гих, об ошибках, что сами мы совершили' и еще совершаем, о трудных моментах истории. Он не хочет ни облегчать, ни упро­ щать ее. Но здесь очень важна тональ­ ность, в которой это все говорится. И ес­ ли поэт, вступивший в пору своей зрело­ сти, прошедший через боль потерь и горечь разочарований, с надеждой обращается к будущему, славит бытие, чувствует ло­ коть народа, заботится, чтобы хорошее и плохое пошло нам впрок, пристально и зорко вглядывается в лицо новому дню — он дает молодым хороший урок. Некогда. Времени нет для мороки,— В самый обрез для работы оно. Жесткие сроки — отличные сроки. Если иных нам уже не дано. Зрелость видит настоящее и в его исто­ ках и в его далях. Оптимизм поэта — не бодряческая приправа, не результат одно­ стороннего искусственно-упрощенного взгля­ да на мир, он имеет основу, прочную и неколебимую — народ, идущий дорогой со­ ветской власти, народ, выкорчевывающий те пни, что стоят на пути, и без помпы водружающий знамена нелегких побед. Хорошую, честную книгу написал А. Т. Твардовский, Она очень личная, мо­ жет быть, самая личная книга поэта, вме­ сте с тем точно, обобщенно выразившая время. Разговор с эпохой получился нели­ цеприятный, по большому счету, с полной верой в ее силы. И эпоха слушает заинте­ ресованно— это ей на пользу. ч Н. С о б о л е в а СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНЬЯ! ГГорис Водопьянов не только интерес- " н ы й начинающий писатель, но и че­ ловек «бывалый» — он лоцман и уже мно­ го лет водит суда по Енисею. Рассказы его1 населяют капитаны, ма­ тросы, рыбаки, геологи — все те, с кем встречается, работает бок о бок писатель. В его рассказах оживает скромная суро­ вая красота севера, «тяжелое небо, подсве­ ченное по горизонту тревожной белизной», «широкие забереги в илистых протоках»... И главное в этом крае безмолвия — живые артерии его, сибирские реки. Недолги меся­ цы навигации, но «радостным баритоном» своих сирен многочисленные лесовозы, бук­ сиры и пароходы «стряхивают сонное оце­ пенение окрестных лесов», и тогда все пре­ ображается. К судам, бороздящим Енисей, автор от­ носится как к существам одухотворенным, вызывающим то ласковую усмешку, то чувст. во восхищения, а то и глубокое сочувствие, сродни тому, что вызывает у нас встреча с че­ ловеком преклонных лет: «Было что-то щемя­ ще-грустное в одном даже виде этого старого греческого парохода. Помятые борта, гряз­ ные подтеки у шпигатных отверстий, не­ суразно высокая труба, черная от угольной копоти. Странно звучало его название — «Иванос». Вдоль Енисея дул крепкий се­ верный ветер. На пологой зыби «Иванос» лениво переваливался с боку на бок, обна­ жая ржавое клепаное брюхо» («Импера­ торский орел»), А вот сцена «смерти» парохода, покину­ того командой: «Влекомый льдинами, па­ роход медленно удалялся от берега, разво­ рачиваясь носом по течению, будто желая и последний свой путь пройти, как подоба­ ет кораблю, носом вперед. Пароход, честно отслужив людям долгую и трудную служ­ бу, так неохотно расставался с жизнью! Смертельно раненный, он много дней шел к морю и, уже почувствовав его холодные объятья, ^успокоенный, лег на дно в самом глубоком месте на осетровом ходу» («Бан­ ка Новая»), Пусть это не прозвучит парадоксально, но можно сказать, что Б. Водопьянову уда­ лось создать нечто вроде «портретной гале­ реи» различных судов, где каждое имеет свою «индивидуальность», свои «неповтори­ мые черты». Особая любовь писателя — к рекам Си­ бири, ко всему тому, что связано с их «ха­ рактером», «норовом», «хитростью», «гне­ вом» и «замираньем». С уважением пишет он о «сложном и сильном» Енисее, кото­ рый «таит свои секреты» от непосвящен­ ных, от нелюбознательных и ленивых. Единоборство человека с мощной рекой, умение разрешить все ее загадки, пройти через расставленные ею ловушки — вот что увлекает героев рассказов Водопьянова. В этом поединке выковываются и особые характеры людей — немногословных, сдер­ жанных, порой даже суровых. Так, напри­ мер, у старейшего лоцмана Климова «...склонность к порядку» была «больше, чем склонность,— страсть, недуг, своего 1 Б. В о д о п ь я н о в . Ходовые огни. Расска« зы. Красноярск, кн, изд,, 1968,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2