Сибирские огни № 03 - 1969
ни, но только не в поэме, а в цикле лири ческих стихов, т. е. показанная не через со бытия, диалоги, характеры, а через внут реннее, напряженное душевное состояние, через стержневую мысль о происходящем. Филигранная, рельефная огранка каж дого стихотворения, создаваемый в нем стро го индивидуальный микроклимат — не ме шают занять ему строго определенное ме сто в общем гнездовье. Не случайно и ком позиционно построен этот цикл как поэма, имеющая свою заявку, свою кульминацию. Извлечение любого из сорока трех стихот ворений грозит обрушить все здание. По этому сборник нельзя читать по отдельным стихам, а только — как единое произведе ние. Отсюда и подтекст, и настрой, и сверхзадача у лирики этой также едины. Цементирует ее не только внешний прием, но, прежде всего, личность поэта, его во сприятие мира. Сердцу иному причастно всецело, Словно с рожденья кому подряжен. Браться с душой за нелегкое дело. Биться, беситься и лезть на рожон. И раз твой удел, поэт, таков, что должен ты «поспевать, надрываясь от страсти, с болью, с тревогой за нынешним днем», раз в ударах твоего сердца пробивается пульс эпохи, страны, то первая забота — чтобы слово твое было настоящим, «пускай и не самое громкое, но только бы правдой бес трепетной емкое». Поэтому с первых же строк и до последних, через весь цикл, про ходит мысль о месте поэта в делах народ ных, о его революционном служении долгу. Говорится об этом прямо, без обиняков. А. Твардовский умеет смело сказать о са мых острых противоречиях, о самых тяж ких ошибках, ибо верит в силу народа — «богатыря небалованного», в его революци онную зрелость, и знает, что тот все помнит и понимает и обмануть его нельзя. Не белоручка и не лодырь, Своим кичащийся пером,— Стыжусь торчать с дежурной одой Перед твоим календарем,— пишет он, обращаясь к земле родной, ибо знает уже цену слову: Оно не звук окостенелый. Не просто некий матерьял,— Нет, слово — это тоже дело, Как Ленин часто повторял. Остро ощущая свою ответственность пе ред эпохой, поэт явно выражает потреб ность поговорить с ней о сути бытия и о ее сути, но делает это просто, без претензий, я бы даже сказал, с редкой совестливостью и скромностью. Сказать, что А. Твардовский написал книгу о народе— значит ничего не сказать. А когда было иначе? Когда он писал о ком-нибудь другом? И вся соль тут в по вороте темы. Социологу, видимо, было бы просто опре делить этот поворот. «Народ и личность» — назвал бы он его. Но ведь в поэзии лич ность—это судьба, это неповторимый внут ренний мир, это история. А народ — это то, что никогда не рушится, что стоит не колебимо: и когда личность ошибается, и когда мучается сомнениями, и когда уходит с лица Земли. А. Твардовский не дает этой личности «зарываться». Он — за космиче скую победу, но чтобы за ней помнились подвиги и беды солдат в тяжелые дни от ступления 1941 года; он — за перемены, но чтобы не косили они под корень то доброе, чем держалась и еще долго будет дер жаться наша земля; он — за науку, но не за ту, что в шаблонном потоке своем оставляла крестьян без каши. Короче, он за высокую, непоказную ответственность перед временем. Без суеты, без фальшивых сла вословий, без чрезмерного возвеличивания сегодняшнего дня, без самодовольства. Знай и в работе примерной: Как бы ты ни был хорош, , , Ты по дороге не первый И не последний идешь. В сборнике много стихов о детстве, о родной деревне, о прошлом. Стихи о ма- тарй потрясают. Это подлинная боль серд ца, сыновняя любовь и горесть и — сила, ибо все стихи — о смерти матери, о той не возвратной утрате, что никогда не избу дется, что комом стоит в горле, что ника ким разумом не постичь. Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога, Когда нам платочки, носочки Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки. К назначенной рвемся разлуке. Разлука еще безусловней Для них наступает попозже. Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте. И карточки им посылая Каких-то девчонок -безвестных. От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток. А там —за невестками — внуки... И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой. В том-то и особенность лирики Твардов ского, что прошлое для него, начиная с детских лет, не воспоминание, не нечто, во мне находящееся, о чем говорят в хорошую минуту,— оно живет в нем неистребимо, ря дом, вместе с новым, поздним: поэт — как чаша, наполненная до краев, наполненная родным, неизбывным, чем-то русским, де ревенским. Деревня для Твардовского— начало всей русской нации, всего лучшего в нас, родина,.которую, как известно, не выбира ют. И об этой деревне — его печаль.. Там жизнь неслась в ином разгоне, И по окраинам столиц Вовсю играли те гармони. Что на селе перевелись. У иного читателя уже готово сорваться словцо, что, вот-де, поэт не видит необхо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2