Сибирские огни № 03 - 1969

ря 1943 г. Весьма характерны отдельные детали данного документа, которые в ли­ тературе о Л. Сейфуллиной пока не про­ комментированы, а между тем они многое проясняют в поведении писательницы в свя­ зи с ее инициативной поездкой на фронт. Как можно заключить из содержания пись­ ма, один из работников редакции, видимо, имел неосторожность сообщить Л. Сейфул­ линой о том, что их газета нуждается в профессиональных кадрах. И Лидия Нико­ лаевна, будучи человеком, не искушенным в тонкостях воинской субординации, сочла, что этого вполне достаточно, чтобы вклю­ читься в работу фронтовой газеты в каче­ стве ее штатного сотрудника. При публи- . кации этого документа в сборнике «Сей- -фудлина в воспоминаниях современников» были допущены текстологические неточно­ сти, которые мы сочли необходимым выпра­ вить по источнику, хранящемуся в личном архиве писательницы. «По вине моего работника ко мне в ре­ дакцию армейской газеты прибыла тов. Сейфуллина. Известно, что Лидия Никола­ евна руководствовалась патриотическим чувством и выразила желание работать да­ же корректором — лишь бы быть на фронте. Надо ли объяснять, что стоит такое реше­ ние и как можно позволить Сейфуллиной работать корректором < ? ! > . В начале мною было принято предварительное реше­ ние— оставить Лидию Николаевну на ра­ боте < в редакции в качестве^ писателя. Но впоследствии оказалось, <что>тов. Сейфуллина выехала < к нам>без направ­ ления Президиума <С ою за> писателей и поездка ее не согласована в ГлавПУРККА. Наши военные порядки не позволяют в этой области кустарничать, и, к великому общему нашему огорчению, я вынужден Лидию Николаевну отпустить домой. Про­ шу не взыскивать за допущенную <работ- ником редакции,— Г. Б.> оплошность... А что касается Лидии Николаевны, то она совершенно тут ни при чем, и приезд ее к нам не пропал даром. За 12 дней Лидия Николаевна достаточно ознакомилась с нашей фронтовой жизнью, помогла, чем только можно было, в работе коллектива редакции. Ответственный редактор газеты «Сын Родины» М. А. Носов. 10 декабря 1943 г.». Неудача самостоятельного выезда во фронтовую редакцию ничуть не охладила боевого рвения писательницы, и, спустя пять месяцев после возвращения в Москву, ее уже можно было видеть в армейских частях, освобождающих от врагов районы Крыма. Специальный приказ по Правле­ нию Союза писателей СССР № 88 за 1944 г. гласил, что Л. Сейфуллина с 5 по 25 мая командируется в Крымскую область для литературных выступлений. Симферо­ поль, Ялта, Севастополь. Творческим отчетом писательницы о фронтовых поездках 1942—1944 гг. яви­ лись ее рассказы и очерки: «Высокий долг», «Сережа Воронцов», «Партизанка», «Са­ ша», «У самого фронта», «Чеховский домик», «Ночной разговор» и другие. В 1943 г. отдельным изданием выходит документальная повесть Л. Сейфуллиной «Зеленые ленточки» — о жизни и боевых подвигах Веры Крыловой, с которой Ли­ дия Николаевна познакомилась в одной из гвардейских частей. Будучи бойцом служ­ бы милосердия, смелая сибирячка пользо­ валась на фронте всеобщим уважением и любовью. В строгой очерковой манере рассказы­ вает писательница о жизни Веры, начиная с детских лет до поры ее воинского возму­ жания на фронте, где девушка в короткий срок прошла большую школу гвардейской выучки— от рядового санинструктора до строевого командира, гвардии майора. Книга Л. Сейфуллиной об отважной си­ бирячке, овеянная романтикой подвига, за­ вершается символической картиной предрас­ светной военной Москвы, куда Вера при­ была по вызову ЦК комсомола. «...Машина двигалась по улицам бес­ шумно и без огней. Безлюдной казалась в этот час затемненная, почти невидная, во­ енная Москва. Но в темноте, особенно гу­ стой перед зарею, Вера чувствовала в древней столице грозное, хотя и затаен­ ное дыхание великого советского народа... Она знала, что предрассветная тьма, погло­ тившая московские здания и улицы, скоро неизбежно отступит перед светлым восхо­ дом зари». Этим предощущением победы пронизано все творчество Л. Сейфуллиной военных лет. О чем бы она ни рассказывала — о подвигах фронтовиков или о героическом труде ткачих Иваново-Вознесенска, о долге работников искусства или о священной борьбе непокоренного народа в условиях ок­ купации,— писательница прежде всего стре­ мится обнажить те сокровенные пружины че­ ловеческой воли и духа, которые управляли действиями и поступками советских людей в годы войны. Советская страна представлялась Л. Сей­ фуллиной «творческим союзом людей, по­ нимающих духовную ценность идей ком­ мунизма». В них, в советских людях, видела писательница залог нашей победы, нашу «радость и богатство созидающейся жизни». Как завещание, звучат сегодня ее слова: «...Если мы не будем едины в устрем­ лении к светлому будущему, куда влечет нас высокая идея коммунизма, нас одолеет старый мир ненависти, войн, горя и крови. ...Коммунистическая партия построила на совершенно новых началах и государствен­ ный строй и внутреннюю жизнь людей на­ шей страны. Лишь от нее путь ведет в бу­ дущее. Остальные дороги идут вспять и ги­ бельны для человечества, ибо нет живых дорог, ведущих обратно, живая жизнь всег­ да впереди»1. ' С е й ф у л л и н а Л. Единство.— «Литера­ турная газета», 10 февр, 1946

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2