Сибирские огни № 03 - 1969
си этой статьи дают возможность почувст вовать мобилизующую силу слова писате- ля-гуманиста. СЕГОДНЯ (февраль, 1942)* ...Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести ютов. Эти слова нашего гимна звучат сегодня особенно сильно. Обобщающее понятие ума, воли и морального чувства в человеке — разум. Он диктует нам священную, неуга симую, неистребимую ненависть к ванда- лу-врагу. «Да здравствует разум, да скро ется тьма!» — вот боевой лозунг нашей свя щенной войны. ...Гитлер забыл, что разум отличает че ловека от зверя. Эту субстанцию духа мож но придавить грубой военной силой, но уничтожить ее нельзя. В любом угнетении она восстанет и отомстит за себя. Челове ческое тело изживает бесследно многие ра ны, но душа не забывает поругания. Бли зок день, когда... народы Европы, подвласт ные в данное время Гитлеру, напомнят ему об этом. ...Наша Красная Армия не простит оск вернения Ясной Поляны, где величайшую моральную силу русского народа воспевал и крепил Лев Толстой. Всякий талантливый писатель не только очевидец, но и прови дец. Мы сильны своей правдой, высоким ра зумом русского народа, крепостью любви к социалистическому справедливому строю нашей Родины. М. Горький словами одного персонажа в повести «Мать» мечтал: «Мы будем самой яркой демократией земли». Мы ею стали. ...Физическим насилием Гитлер принудил затемнить окна жилищ наших. Но души нашей не затемнить ему... Она не простит поругания милосердия во всем великом зву чании этого слова. Загубленные Гитлером детство, материнство, обесчещенная ста рость взывают к ней. Теперь она ведет нас на справедливый, победоносный бой. Вот почему мы победим. Мы сильнее морально. Ощущение морального превосходства со ветского человека над врагом было Л. Сей- фуллиной глубоко выстрадано. Однажды, в первые месяцы войны, писательница наблю дала на одной из московских улиц весьма характерную сцену нашего военного быта. С призывного пункта вышла женщина, про водившая мужа на фронт. В охватившей ее внезапной тоске она прижалась к каменной стене высокого дома и горько заплакала. Ее скорбную фигурку, маленькую и беспо мощную на фоне большого столичного зда ния, заметил постовой милиционер. Он по дошел к женщине и участливо спросил, о чем она плачет. И та, будучи не в силах 1 ЦГАЛИ, Фонд 1363, опись 2, ед. хран. 3, лл. 1—6. (Автограф Л . Сейфуллиной). сдержать душивших ее рыданий, отшатну лась от стены, обхватила руками шею ми лиционера и припала головой к его груди, как к родному брату, точно искала у него защиты от неизмеримой печали. Милицио нер погладил ее по голове, по вздрагива ющим плечам и просто, по-братски, сказал: — Не надо плакать, сестренка. Ничего не поделаешь... Напали на нас фашисты. Женщина подняла заплаканное, смущен ное лицо, сняла свои руки с его плеч и ти хо ответила: — Не буду плакать... Время ли пла кать? Надо позаботиться о детях, о жизни... Эта сцена произвела глубокое впечатле ние на Л. Сейфуллину, запомнилась ей на долго, постепенно оформилась в емкую жизненную формулу — «преодолеть», кото рой писательница определила морально-пси хологическую сущность поведения советских людей в трудные дни войны. Л. Сейфулли- на видела, что, несмотря на тяжелые утра ты, наш народ не поддавался ни тоске, ни унынию и, героически преодолевая страда ния, проявлял неустанную заботу о жизни, закономерного течения которой никакие ис пытания военного времени не могли оста новить. Военные впечатления порождали в душе писательницы яркое эстетическое ощу щение торжествующей жизни, которым она и спешит поделиться с читателями в цикле очерков о героическом труде совет ского тыла11. Лейтмотивом этих очерков, их главной идеей является утверждение мо ральной стойкости советских людей, поэти зация несгибаемой силы духа соотечествен ников. В своей военной публицистике Л Сей- фуллина закономерно обращается к теме революционных, боевых традиций русско го народа, к героическому 1918 году. В не измеримо выросшей с тех пор духовной силе народа видела писательница залог победы Советской Армии в Отечественной войне. Каждый боец нашей армии, писала Л. Сей- фуллина, «знает, за что идет он в бой, чем грозит его стране преступная гитлеровская Германия. Он знает и помнит, как мужест венно, стойко, в каких тяжелых условиях защищали его отец или брат революцион ные завоевания Октября, и врага, воору женного до зубов, победили»2. Преодоление трагедии смерти во имя жизни, глубокая вера в торжество правды составляли характерную особенность миро ощущения Л. Сейфуллиной как художника социалистического реализма, утверждавше го с первых своих шагов в литературе «не избежную и прекрасную текучесть бытия, непрестанную дерзость творческого рорыва человека». В годы Великой Отечественной войны Лидия Николаевна видела, как жи вая сила революционных традиций рожда ла новых героев в народе. И это давало ей 1 См. очерки «Мастер кузнечного цеха», «Тор жествующая жизнь», «Ростовчане». «Ткачихи Иваново-Вознесенска» и др. 2 «Нас не победить!» (ноябрь 194Г г .) — Лич ный архив Л. Н. Сейфуллиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2