Сибирские огни № 03 - 1969

ронским Горкомом ВКП(б), свидетель­ ствует, что Л. Сейфуллина за время пре­ бывания в Муроме прочла 14 лекций, про­ вела вечер встречи с командирами, полит­ работниками и бойцами Красной Армии. В перечне указанных в этой справке вы­ ступлений называется, например, лекция на тему «Лев Толстой и Отечественная война». Прошли годы, и литературные тексты подобных выступлений Л, Сейфуллиной, затерявшись в различных архивных фондах и подшивках газет военного времени, ста­ ли недоступны современному читателю. А между тем они представляют собой бес­ спорную научную ценность, помогают пол­ нее раскрыть гражданский и творческий облик художника, внесшего достойный вклад в дело развития советской литера­ туры... В 1931 году, всйоминая о начале своего творческого пути, Лидия Николаевна пи­ сала: «Мы пришли в литературу Совет­ ской России... по добровольной явке. По призыву своего внутреннего убеждения, что ■ здесь наше место... Мы ответственны за свой выбор. Мы самим фактом присутст- .вия в советской художественной литера­ туре обязуемся быть ответственными граж­ данами СССР»1. Эту клятву верности Ро­ дине Л. Сейфуллина пронесла через всю свою жизнь И когда над нашей страной нависла коричневая туча фашизма, Лидия Николаевна, несмотря на преклонный воз­ раст, встала в ряды бойцов всенародного фронта. Патриотические чувства писательницы ярко раскрываются в одном из ее писем к М. П. Чеховой в Ялту от 5.Х.1941 года. Это письмо, обнаруженное нами в личном архиве адресата, является важным доку­ ментальным свидетельством общественно- литературной позиции Л. Сейфуллиной первых месяцев Отечественной войны, по­ этому мы позволим себе привести его с небольшими сокращениями. «Дорогая Мария Павловна Законы человеческою тяготения друг к другу необъяснимы... Различны способы об­ щения.., но когда это любовь, а не только страсть, они одинаковы в основном, в же­ лании добра друг другу, в неустанной до­ верчивой ласке человека к человеку, в желании чувствовать общность любой мысли. С таким вот любовным чувством я ежедневно вспоминаю Вас. И тем не менее, писем не пишу. Всякое личное чувство, как бы ни было оно глубоко, сейчас не нахо­ дит слов для своего выражения. Настолько выбивает из личных рамок существования общее потрясение, война, что просто физи­ чески трудно рассказать о себе. Тютчев писал: «Писатель, если он волна, а океан — ' С е й ф у л л и н а Л. О труде в СССР,— Пн- отели о труде, ГИХЛ, М., 1931. стр. 17, Россия, не может быть не потрясен, когда возмущена стихия»1. Конечно, меня мучит боль за близких... Но что скажешь? Описывать наш быт не хочется. Мы ни в чем не знаем лишения в Москве. Может быть, и существуют расте­ рявшиеся, малодушные, я их не вижу. Вся наша семья поглощена работой живой, опе- ратив-ной. Сестра и ее муж целые дни, больше 12 часов, иногда и целые сутки за­ няты своей работой в госпитале. Я пишу, выступаю в госпиталях, призывных пунктах и на митингах. Вышла моя книжка1 2. Но как послать ее сейчас? Почта загружена. Меня хотели эвакуировать в Нальчик в той же партии «пожилых, заслуженных», с ка­ кой уехала Ольга Л еонард< овна>3. Я ре­ шительно отказалась. Ни за что не покину Москвы, когда она — наша. Работы у меня здесь много. В большин­ стве невидной, но живой. Воздушных тре­ вог я не боюсь, ни разу даже не спускалась в убежище. И вот день проходит, в нем нет ни одной минуты лишней, а в письме его не опишешь... Не могу я сейчас писать о себе, а о том, что волнует, пишу ежед­ невно для иностр<анного>радио, для за­ границы через информбюро, для заводских газет, т < о > е < с т ь > в изданиях, которые Вы не можете читать. Такова моя работа в данный момент. Мне ее определил Союз Сов<етских> пис<ателей>. Я не успеваю одновременно работать и в «Правде», и в «Известиях». Повторять же в письмах всю эту сложную работу души не хватает сил... Вас я крепко, крепко целую. Л. Сейфулли­ на». Скупые строки этого письма продикто­ ваны чувством глубокой озабоченности ав­ тора судьбами Родины. В нем звучит голос сердца писателя-гуманиста и патриота, стойко разделившего со своим народом все тяготы военной жизни. В рабочих бумагах Лидии Николаевны в годы войны появля­ ется характерная запись: «Известное выра­ жение: когда гремят пушки — музы мол­ чат,— к нам не относится». Позиция сто­ роннего наблюдателя была органически чужда Л. Сейфуллиной. Страстным гума­ нистическим пафосом отмечены ее выступ­ ления в печати военных лет. Показательны сами названия ее публицистических статей и очерков: «Мы защищаем свет и правду!», «Нас не победить!», «Единство», «Высокий долг», «Торжествующая жизнь»... Как взволнованно-патетический гимн разуму че­ ловека, звучит сейфуллинская статья «Се­ годня», которая не вошла пока ни в одно из изданий ее произведений. Предлагаемые вниманию читателей извлечения из рукопи­ 1 Л. С е й ф у л л и н а допускает здесь не­ точность. Приведенные ею стихотворные строки являются несколько измененной цитатой из про­ изведения Я. Полонского «В альбом К. Ш.» (1871). 2 Л. С е й ф у л л и н а . Избранное М., «Сов. писатель», 1941. 3 О. Л. К н и п п е р-Ч е х о в а, народная _ар. тистка СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2