Сибирские огни № 03 - 1969
ронским Горкомом ВКП(б), свидетель ствует, что Л. Сейфуллина за время пре бывания в Муроме прочла 14 лекций, про вела вечер встречи с командирами, полит работниками и бойцами Красной Армии. В перечне указанных в этой справке вы ступлений называется, например, лекция на тему «Лев Толстой и Отечественная война». Прошли годы, и литературные тексты подобных выступлений Л, Сейфуллиной, затерявшись в различных архивных фондах и подшивках газет военного времени, ста ли недоступны современному читателю. А между тем они представляют собой бес спорную научную ценность, помогают пол нее раскрыть гражданский и творческий облик художника, внесшего достойный вклад в дело развития советской литера туры... В 1931 году, всйоминая о начале своего творческого пути, Лидия Николаевна пи сала: «Мы пришли в литературу Совет ской России... по добровольной явке. По призыву своего внутреннего убеждения, что ■ здесь наше место... Мы ответственны за свой выбор. Мы самим фактом присутст- .вия в советской художественной литера туре обязуемся быть ответственными граж данами СССР»1. Эту клятву верности Ро дине Л. Сейфуллина пронесла через всю свою жизнь И когда над нашей страной нависла коричневая туча фашизма, Лидия Николаевна, несмотря на преклонный воз раст, встала в ряды бойцов всенародного фронта. Патриотические чувства писательницы ярко раскрываются в одном из ее писем к М. П. Чеховой в Ялту от 5.Х.1941 года. Это письмо, обнаруженное нами в личном архиве адресата, является важным доку ментальным свидетельством общественно- литературной позиции Л. Сейфуллиной первых месяцев Отечественной войны, по этому мы позволим себе привести его с небольшими сокращениями. «Дорогая Мария Павловна Законы человеческою тяготения друг к другу необъяснимы... Различны способы об щения.., но когда это любовь, а не только страсть, они одинаковы в основном, в же лании добра друг другу, в неустанной до верчивой ласке человека к человеку, в желании чувствовать общность любой мысли. С таким вот любовным чувством я ежедневно вспоминаю Вас. И тем не менее, писем не пишу. Всякое личное чувство, как бы ни было оно глубоко, сейчас не нахо дит слов для своего выражения. Настолько выбивает из личных рамок существования общее потрясение, война, что просто физи чески трудно рассказать о себе. Тютчев писал: «Писатель, если он волна, а океан — ' С е й ф у л л и н а Л. О труде в СССР,— Пн- отели о труде, ГИХЛ, М., 1931. стр. 17, Россия, не может быть не потрясен, когда возмущена стихия»1. Конечно, меня мучит боль за близких... Но что скажешь? Описывать наш быт не хочется. Мы ни в чем не знаем лишения в Москве. Может быть, и существуют расте рявшиеся, малодушные, я их не вижу. Вся наша семья поглощена работой живой, опе- ратив-ной. Сестра и ее муж целые дни, больше 12 часов, иногда и целые сутки за няты своей работой в госпитале. Я пишу, выступаю в госпиталях, призывных пунктах и на митингах. Вышла моя книжка1 2. Но как послать ее сейчас? Почта загружена. Меня хотели эвакуировать в Нальчик в той же партии «пожилых, заслуженных», с ка кой уехала Ольга Л еонард< овна>3. Я ре шительно отказалась. Ни за что не покину Москвы, когда она — наша. Работы у меня здесь много. В большин стве невидной, но живой. Воздушных тре вог я не боюсь, ни разу даже не спускалась в убежище. И вот день проходит, в нем нет ни одной минуты лишней, а в письме его не опишешь... Не могу я сейчас писать о себе, а о том, что волнует, пишу ежед невно для иностр<анного>радио, для за границы через информбюро, для заводских газет, т < о > е < с т ь > в изданиях, которые Вы не можете читать. Такова моя работа в данный момент. Мне ее определил Союз Сов<етских> пис<ателей>. Я не успеваю одновременно работать и в «Правде», и в «Известиях». Повторять же в письмах всю эту сложную работу души не хватает сил... Вас я крепко, крепко целую. Л. Сейфулли на». Скупые строки этого письма продикто ваны чувством глубокой озабоченности ав тора судьбами Родины. В нем звучит голос сердца писателя-гуманиста и патриота, стойко разделившего со своим народом все тяготы военной жизни. В рабочих бумагах Лидии Николаевны в годы войны появля ется характерная запись: «Известное выра жение: когда гремят пушки — музы мол чат,— к нам не относится». Позиция сто роннего наблюдателя была органически чужда Л. Сейфуллиной. Страстным гума нистическим пафосом отмечены ее выступ ления в печати военных лет. Показательны сами названия ее публицистических статей и очерков: «Мы защищаем свет и правду!», «Нас не победить!», «Единство», «Высокий долг», «Торжествующая жизнь»... Как взволнованно-патетический гимн разуму че ловека, звучит сейфуллинская статья «Се годня», которая не вошла пока ни в одно из изданий ее произведений. Предлагаемые вниманию читателей извлечения из рукопи 1 Л. С е й ф у л л и н а допускает здесь не точность. Приведенные ею стихотворные строки являются несколько измененной цитатой из про изведения Я. Полонского «В альбом К. Ш.» (1871). 2 Л. С е й ф у л л и н а . Избранное М., «Сов. писатель», 1941. 3 О. Л. К н и п п е р-Ч е х о в а, народная _ар. тистка СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2