Сибирские огни № 03 - 1969

КР1ЛТШ1КА Г. БАЛАКИН С л о в о п и с а т е л я - г у м а н и с т а С именем Лидии Николаевны Сейфулли. ной (1889— 1954) неразрывно связано рож­ дение большой советской литературы в Сибири. Ее рассказы и повести, появив­ шиеся в начаде 20-х годов на страницах «Сибирских огней», снискали не только писательский успех их автору, но и яви­ лись одной из главных причин популярно­ сти самого журнала, в дело создания ко­ торого Лидия Николаевна вложила поис­ тине творческую страсть и поэтому до конца жизни считала его своим родным домом. Среди наших писателей немало най­ дется таких, которые благодарно называ­ ют Л. Сейфуллину «литературной крестной матерью». Так, Александр Фадеев в «За­ метках о литературе» («Литературная га­ зета» за 20 сентября 1955 г.) называет ее имя в числе первых своих учителей. Это сейфуллинские «добрые руки» извлек­ ли рукопись ранней, дальневосточной по­ вести А. Фадеева «Разлив» из «многовод­ ного потока» произведений начинающих авторов и дали этой повести права лите­ ратурного гражданства. Замечание о па­ мятной встрече с Лидией Николаевной в начале своего творческого пути А. Фадеев предваряет весьма существенным призна­ нием. «Д® наших дней,— отмечает он,— я храню особенную благодарность к писа­ телям, творчество которых и прямые кри­ тические высказывания о всей моей лите­ ратурной работе оказали наибольшее влия­ ние на мое развитие как художника». Одна из зачинательниц русской совет­ ской литературы, Л. Сейфуллина являла собой новый тип писателя-гражданина и патриота, вышедшего из народа и безза­ ветно служащего ему своим искусством. Поэтому неудивительно, что каждая, вновь Автор выражает глубокую благодарность Зое Николаевне Сейфуллиной-Шапиро за предостав­ ленную возможность использовать в статье до­ кументы из личного архива писательницы. открытая или заново прочитанная, забы­ тая страница ее литературного наследия вызывает живой отклик в сердце современ­ ного читателя Библиография работ, посвя­ щенных изучению творчества Л. Сейфул- линой, ныне насчитывает уже немало наз­ ваний, но среди них почти нет исследовав ний ее литературной деятельности периода Великой Отечественной войны. Исключе­ ние составляет критико-биографический очерк Н. Яновского — первая и пока един­ ственная монография о Л. Сейфуллиной, один из разделов которой посвящается анализу повести «На своей земле», создан­ ной писательницей под живым впечатлени­ ем от встречи с матерью партизанки-герои­ ни Лизы Чайкиной. До сих пор остается неизученной пуб­ лицистика Л Сейфуллиной, ее статьи, очерки и рассказы военных лет. Не все литературные выступления писательницы периода Отечественной войны входили в жизнь с полос центральных газет и жур­ налов. Многие из них создавались для ра­ дио, звучали с трибун собраний и митин­ гов, со страниц армейских и заводских многотиражек.. О своих радиовыступлени­ ях военных лет Лидия Николаевна в од­ ном из писем к сестре писала: «Хоть и здорово порой устаю, но никогда не от­ казываюсь выступить по радио. Сознание, что мои слова через сотни и сотни километ­ ров доходят до людей, сражающихся за свободу и жизнь нашего народа, напол­ няет мое сердце волнением и радостью. Я чувствую, что не напрасно живу на земле»1. В личном архиве Л. Сейфуллиной со­ хранилось несколько справок о публичных выступлениях писательницы в различных аудиториях военного времени. Одна из них, выданная 16 января 1942 года Му- ‘ С е й ф у л л и н а в воспоминания;* совре­ менников. М., 1961, с. 53;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2