Сибирские огни № 03 - 1969
1883 году Наумов возвратился из Петербур га на родину, в Сибирь, и с этого времени отношения между ними надолго прерва лись. Этому в известной степени способст вовали арест и ссылка Кривенко. Только в середине июля 1891 года, когда Наумову стало известно, что Кривенко возвратился из ссылки, он написал ему письмо. С этого времени и вплоть до середины 1897 года с небольшими перерывами Наумов отправил своему адресату 10 писем (6-е и 7-е были посланы в одном конверте). Письма Наумова интересны прежде все го тем, что писатель очень много говорит в них о своей деятельности сначала в качест ве чиновника по крестьянским делам, а за тем— «члена Томского губернского Совета от кабинета его величества». Из писем мы узнаем о жизни Наумова в эти годы, о его вечной нужде, долгах, о том, в каких невероятно трудных условиях ему приходилось работать, о столкновениях и борьбе писателя с администрацией, о той ужасной атмосфере недоброжелательности и подозрительности, которая его окружала. И хотя давно уже Нцумов не верил, что, находясь на государственной службе, мож но что-либо изменить в окружающем мире, ему все-таки очень хотелось быть полезным и нужным. Любопытны письма Наумова и тем, что в них содержится резкая характеристика «эпохи безвременья», как называли 90-е годы. Письма Наумова свидетельствуют, что и 'в последние годы своей жизни писатель тя нулся к творчеству, мечтал вернуться в ли тературу. Он буквально переполнен замыс лами, материалами, но пишет мало. С жадностью прислушивался писатель к происходящему в столице, к новостям ли тературной и общественной жизни. Ему и самому хотелось что-нибудь сделать, хоть чем-нибудь быть полезным. Поэтому он с радостью взялся хлопотать о распростра нении книг среди крестьян, писал в Петер бург о том, как читается журнал «Русский вестник» в Томске, и т. д. Одновременно Наумов высказал очень дельное предло жение о необходимости больше издавать книг для народа, посвященных самым раз личным отраслям сельского хозяйства: о бо лезнях животных, об уходе за пчелами, о новых сельскохозяйственных машинах и т . п. Отлично зная жизнь крестьян, он по нимал, как это все им необходимо. Писатель серьезно озабочен ожесточен ными спорами, которые возникли в редак ции журнала «Русское богатство». Издале ка ему трудно было понять все перипетии обнаружившихся там разногласий, но он искренне считал, что в такое трудное время как никогда нужно объединить и сплотить всех честных борцов за демократические преобразования. Интереснейшим фактом писем Наумова является оценка писателем статьи Плеха нова, посвященной его творчеству. Как вид но из последнего письма к Кривенко, дати рованного 22 августа 1397 года, он не при нял марксистской критики своего творчест ва. Наумов считал, что его «разругали», что на нем марксисты «излили свою злобу про тив того направления, какого держались лю ди семидесятых и последующих за ними го дов». Он восстал против того, что Плеханов причислил Успенского, Каронина и Злато- вратского «к своим подвижникам, хотя и бессознательным». Все это лишний раз го ворит о том, что Наумов, во-первых, не по нял, какую эволюцию претерпело народни чество с 70-х до 90-х годов, а во-вторых, что он в 90-е годы остался верен основным доктринам народничества, сущность кото рых заключалась в признании капитализма в России явлением случайным, крестьянст ва —• основной движущей силой в револю ционном движении, крестьянской общины — зародышем социалистических отношений. Вместе с тем, как видно из писем, писатель начинал понимать, что кулачество рождает ся в самой деревне, а не приносится извне. Крестьян-кулаков он увидел теперь сре ди старожилов Сибири. В письмах Наумова к Кривенко мы най дем также несколько очень интересных ха рактеристик общественных и литературных деятелей второй половины прошлого века. Наиболее подробно писатель говорит о выдающемся русском публицисте, сотруд нике и редакторе журналов «Искра», «Со временник», «Отечественные записки», спод вижнике Н. Г. Чернышевского, Н. А. Не красова и М. Е. Салтыкова-Щедрина Гри гории Захаровиче Елисееве (1821— 1891). Наумов дает восторженную оценку как личности, так и литературно-общественно» деятельности Елисеева. И эта оценка во многом справедлива, Однако вряд ли мож но согласиться с автором писем, когда он ставит имя Елисеева рядом с именами Бе линского и Добролюбова. Здесь, несомненно,, сказалось известное пристрастие Наумова, горячо и преданно любившего своего учите ля и земляка (Елисеев, как и Наумов, был уроженцем Тобольска). Трудно согласиться и с оценкой Елисее ва как личности «незлобивой» и «всепро щающей». Нет, таким он никогда не был. Елисеев — это журнальный боец, резкий,, темпераментный, страстный. И редко какой выпад против лагеря революционной демо кратии, к которому он принадлежал, оста вался без его ответа. Другое дело, если Ели сеев сознательно не желал унизить себя по лемикой с откровенными реакционерами ти па Аскоченского и ему подобных, и поэто му считал лучше, не ввязываться в журналь ную перепалку И конечно же, здесь не мо гло быть и речи о каком-то незлобии и все прощении. Нельзя признать верной и ту довольно пренебрежительную характеристику, кото рую дал Наумов в своих письмах Ольге Ни колаевне Поповой (1849—1908), известной прогрессивной издательнице, очень много сделавшей для издания и распространения демократической литературы в России. На-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2