Сибирские огни № 03 - 1969
Р. Г. Круссер ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫ ЛКА И «СИБИРСКАЯ ГА З Е ТА » В течение многих десятилетий сибирская ссылка являлась важнейшим оружием ца ризма в его борьбе с освободительным дви жением в России. Используя суровые усло вия Сибири, правительство создает здесь гигантскую «тюрьму без решеток», с режи мом, порой не уступавшим печально знаме нитым каторжным централам или казема там Шлиссельбургской крепости. Особое значение ссылка в Сибири приоб ретает после разгрома народнического дви жения 70-х гг., в период массовых репрес сий против передовой общественной мысли России, когда чрезвычайно широко начина ет применяться так называемая «админист ративная ссылка», то есть ссылка без суда, по «высочайшему повелению». Она позволи ла, избегая громких политических процес сов, подобных процессам «50-ти» и «193-х», сурово и быстро карать всех инакомысля щих, всех, кто вступал на путь борьбы про тив деспотизма и угнетения. Ссылка в Сибирь, по мнению царизма, четко сформулированному в одном из отно шений департамента полиции за 1882 г„ должна была, прежде всего, «устранить че ловека из сферы его деятельности и поста вить в такие условия, где бы он не мог рас пространять на окружающих своего вредно го влияния, и, вместе с тем, сам находился вне влияния той среды, которая сделала его личностью опасною»1. Осуществляя эти указания, сибирская администрация стреми лась изолировать политических ссыльных, воздействуя как на них самих, так и на местное население. Однако с течением времени осуществ лять такой режим становилось все труднее. Оживление общественного движения, обост рение классовой борьбы создавали здесь определенные условия для сближения зна чительной части политических ссыльных с 1 Сб, «100 лет якутской ссылки». М., 1934, стр 121. местной разночинской интеллигенцией, для революционизирующего воздействия на на родные массы Сибири. «Мы понимаем, что ссылка является тем же полем борьбы про тив произвола и насилия, как и то, что мы здесь остаемся теми же борцами, что и на воле, только в иных условиях»,— писала в 1888 году группа якутских ссыльных в своем обращении к товарищам — полити ческим ссыльным Сибири1. Глубокая вера в торжество народного дела и готовность служить ему по мере своих сил и возможностей, присущие луч шей части народнической ссылки, обуслови ли ее крупную прогрессивную роль в об щественном и культурном развитии Сибири 70—80-х гг. При этом влияние ссыльных не ограничивалось их личным, непосредст венным общением с окружающей их сре дой, оно захватывало широкие слои сибир ского населения благодаря активному учас тию многих из ссыльных в местной перио дической печати. Здесь они продолжали традиции своих предшественников — петра шевцев и революционеров 60-х гг.1, поло живших начало ее развитию. Однако их участие было более энергичным и эффек тивным, зачастую на длительное время оп ределявшим направление и облик сибир ских газет. В известной степени этому спо собствовали изменения, происходившие в Сибири 70—80-х гг., и связанные с ними рост просвещения и развитие демократи ческой интеллигенции. Это обеспечивало оп ределенную аудиторию читателей для таких изданий, как «Сибирская газета» и «Восточ ное обозрение», читателей, которые поддер живали направление газет и сочувственно встречали на их страницах острые и зло бодневные выступления сотрудников из чис ла политических ссыльных. Издатель «Си бирской газеты» П. И. Макушин в своих 1 Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. 25. оп. I, д. 76, л. 25.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2