Сибирские огни № 03 - 1969

Р. Г. Круссер ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫ ЛКА И «СИБИРСКАЯ ГА З Е ТА » В течение многих десятилетий сибирская ссылка являлась важнейшим оружием ца­ ризма в его борьбе с освободительным дви­ жением в России. Используя суровые усло­ вия Сибири, правительство создает здесь гигантскую «тюрьму без решеток», с режи­ мом, порой не уступавшим печально знаме­ нитым каторжным централам или казема­ там Шлиссельбургской крепости. Особое значение ссылка в Сибири приоб­ ретает после разгрома народнического дви­ жения 70-х гг., в период массовых репрес­ сий против передовой общественной мысли России, когда чрезвычайно широко начина­ ет применяться так называемая «админист­ ративная ссылка», то есть ссылка без суда, по «высочайшему повелению». Она позволи­ ла, избегая громких политических процес­ сов, подобных процессам «50-ти» и «193-х», сурово и быстро карать всех инакомысля­ щих, всех, кто вступал на путь борьбы про­ тив деспотизма и угнетения. Ссылка в Сибирь, по мнению царизма, четко сформулированному в одном из отно­ шений департамента полиции за 1882 г„ должна была, прежде всего, «устранить че­ ловека из сферы его деятельности и поста­ вить в такие условия, где бы он не мог рас­ пространять на окружающих своего вредно­ го влияния, и, вместе с тем, сам находился вне влияния той среды, которая сделала его личностью опасною»1. Осуществляя эти указания, сибирская администрация стреми­ лась изолировать политических ссыльных, воздействуя как на них самих, так и на местное население. Однако с течением времени осуществ­ лять такой режим становилось все труднее. Оживление общественного движения, обост­ рение классовой борьбы создавали здесь определенные условия для сближения зна­ чительной части политических ссыльных с 1 Сб, «100 лет якутской ссылки». М., 1934, стр 121. местной разночинской интеллигенцией, для революционизирующего воздействия на на­ родные массы Сибири. «Мы понимаем, что ссылка является тем же полем борьбы про­ тив произвола и насилия, как и то, что мы здесь остаемся теми же борцами, что и на воле, только в иных условиях»,— писала в 1888 году группа якутских ссыльных в своем обращении к товарищам — полити­ ческим ссыльным Сибири1. Глубокая вера в торжество народного дела и готовность служить ему по мере своих сил и возможностей, присущие луч­ шей части народнической ссылки, обуслови­ ли ее крупную прогрессивную роль в об­ щественном и культурном развитии Сибири 70—80-х гг. При этом влияние ссыльных не ограничивалось их личным, непосредст­ венным общением с окружающей их сре­ дой, оно захватывало широкие слои сибир­ ского населения благодаря активному учас­ тию многих из ссыльных в местной перио­ дической печати. Здесь они продолжали традиции своих предшественников — петра­ шевцев и революционеров 60-х гг.1, поло­ живших начало ее развитию. Однако их участие было более энергичным и эффек­ тивным, зачастую на длительное время оп­ ределявшим направление и облик сибир­ ских газет. В известной степени этому спо­ собствовали изменения, происходившие в Сибири 70—80-х гг., и связанные с ними рост просвещения и развитие демократи­ ческой интеллигенции. Это обеспечивало оп­ ределенную аудиторию читателей для таких изданий, как «Сибирская газета» и «Восточ­ ное обозрение», читателей, которые поддер­ живали направление газет и сочувственно встречали на их страницах острые и зло­ бодневные выступления сотрудников из чис­ ла политических ссыльных. Издатель «Си­ бирской газеты» П. И. Макушин в своих 1 Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. 25. оп. I, д. 76, л. 25.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2