Сибирские огни № 03 - 1969

в подавляющем большинстве хорошие, чест­ ные люди. Но как часто еще это обслужи­ вание проявляется в несовершенной и, зна­ чит, в некрасивой форме. Иногда полки ма­ газина переполнены вроде бы хорошим то­ варом, а нужной красивой вещи не нахо­ дишь и выходишь оттуда расстроенным. Или, допустим, понимаешь, что служащий административного отдела ответил тебе •справедливо, но грубовато, в результате — настроение тоже падает. Эстетическое совершенство как раз и является той точкой над «и», которая долж­ на венчать труд всякой профессии. Ну, что трудного, казалось бы, в том, как назвать то или иное предприятие, марку машины, магазин? А какой бюрократический, без ма­ лейшего эстетического вкуса подход к это­ му делу встречаешь иногда! И как не огор­ читься, если узнаёшь, что хорошая сельско­ хозяйственная машина поименована ККХ-4, большой завод называют «Сибэлектротяж- маш», институт — «Госниисибпромзерно- ■ проект». Это же издевательство над красоч­ ным, образным, емким русским языком! Вспоминаю, как позади меня шли по Крас­ ному проспекту двое юношей и вспоминали •название какого-то проектного института: помнили, что там три «и», есть «гип», «маш», «бур», «орг», «проект», но само сло­ во не вспомнили. А сколько поэтического улавливаем мы в таких названиях, как ав­ томобиль «Чайка», детский сад «Зерныш­ ко», фирма «Северянка», магазины «Сибир­ ский каравай» или «Дары природы». Чу­ точку эстетического вкуса, творческого подхода — и появляется красивое назва­ ние, которое повышает авторитет предприя­ тия, машины... Чисто же шаблонный, казен­ ный подход ведет к тому, что однажды по­ явившееся хорошее название берется напро­ кат повсеместно, в результате чего появля­ ется скучное однообразие: в каждом круп­ ном городе появились свои «Новые Чере- мушки», стадионы «.Лужники», кинотеатры «Космос», «Мир», «Прогресс», «Победа», кафе «Ветерок» и т. п. А ведь каждая местность имеет свои особенности, и наз­ вания должны отражать их в эстетической форме. Хочется обратить внимание на профес­ сиональный авторитет человека. Ведь вся­ кий работник живет в быту, общается с людьми на улице, в автобусе, в кино, в театре. И здесь красивое поведение может возвысить в глазах окружающих профессию человека. К сожалению, приходится иногда слышать, как развязного, грубоватого субъ­ екта справедливо упрекают: «А еще инже­ нер!» В таком случае теряется не только личное достоинство, но и подрывается про­ фессиональная гордость. Нередко случает­ ся видеть, как человек с институтским" знач­ ком некрасиво ест, чавкает, неправильно держит вилку и нож, неуклюже, грубо об­ ращается к окружающим. Эстетическое развитие необходимо пред­ ставителю каждой профессии не только как специалисту, но и как человеку, ибо каж­ дый специалист живет в квартире, одева­ ется, общается с другими людьми. И здесь он должен проявлять свои художественные вкусы, включаться в эстетическое творчест­ во. Допустим, получает человек квартиру, и перед ним сразу, встает множество проб­ лем: как ее красиво, со вкусом обставить, какую выбрать мебель. Тут тоже нужен твопческий подход, потому что все это ре­ шается каждый раз в неповторимых усло­ виях — одна комната в квартире или две, три, на северную или южную стороны окна и т. п. Тем более, что цветовое решение ин­ терьера становится все более сложным, так как новые синтетические материалы дают очень разнообразные цвета и оттенки. А одежда? Над ней работает не только мо­ дельер, но и тот, кто носит костюм, подби­ рает к нему украшения и аксессуары. В костюме его владелец проявляет свое «я», костюм выражает его мнение, его художес­ твенный вкус. И квартира, и одежда также могут возвысить профессиональный автори­ тет их владельца. Отрадно слышать, когда гости, впервые знакомясь с квартирой, го­ ворят хозяину: «Сразу видно, что здесь живет врач». Или, скажем, жильцы дома, увидев идущего по двору элегантного моло­ дого человека, замечают с восхищением: «Вот это инженер!» Да, у нас нет деления людей на сосло­ вия, на низшие и высшие классы. У нас со­ циальное деление происходит, в основном, по профессиям, так как общественное поло­ жение человека определяется его трудом. Сейчас трудно иногда различить на улице или в зрительном зале монтажницу от учи­ тельницы, работников физического и умст­ венного труда. Проникновение эстетическо­ го в каждую профессию не только одухот­ воряет физический труд, но и поднимает самого работника до уровня интеллигента. Происходит сближение работников умствен­ ных и физических профессий. Развитие эстетических начал в профес­ сии имеет большое социальное значение. Широкие массы грудящихся, включаясь в эстетическое творчество, непосредственно участвуют в развитии художественной культуры. Массовое эстетическое творчест­ во делает художественную сокровищницу нашего общества более богатой и разнооб­ разной, так как каждый специалист, каж­ дое предприятие, каждая социальная груп­ па создают особые, неповторимые ценнос­ ти. Мир прекрасного раздвигает свои грани­ цы, он все больше охватывает труд и отдых человека. Красота проникает во все облас­ ти нашей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2