Сибирские огни № 03 - 1969
в подавляющем большинстве хорошие, чест ные люди. Но как часто еще это обслужи вание проявляется в несовершенной и, зна чит, в некрасивой форме. Иногда полки ма газина переполнены вроде бы хорошим то варом, а нужной красивой вещи не нахо дишь и выходишь оттуда расстроенным. Или, допустим, понимаешь, что служащий административного отдела ответил тебе •справедливо, но грубовато, в результате — настроение тоже падает. Эстетическое совершенство как раз и является той точкой над «и», которая долж на венчать труд всякой профессии. Ну, что трудного, казалось бы, в том, как назвать то или иное предприятие, марку машины, магазин? А какой бюрократический, без ма лейшего эстетического вкуса подход к это му делу встречаешь иногда! И как не огор читься, если узнаёшь, что хорошая сельско хозяйственная машина поименована ККХ-4, большой завод называют «Сибэлектротяж- маш», институт — «Госниисибпромзерно- ■ проект». Это же издевательство над красоч ным, образным, емким русским языком! Вспоминаю, как позади меня шли по Крас ному проспекту двое юношей и вспоминали •название какого-то проектного института: помнили, что там три «и», есть «гип», «маш», «бур», «орг», «проект», но само сло во не вспомнили. А сколько поэтического улавливаем мы в таких названиях, как ав томобиль «Чайка», детский сад «Зерныш ко», фирма «Северянка», магазины «Сибир ский каравай» или «Дары природы». Чу точку эстетического вкуса, творческого подхода — и появляется красивое назва ние, которое повышает авторитет предприя тия, машины... Чисто же шаблонный, казен ный подход ведет к тому, что однажды по явившееся хорошее название берется напро кат повсеместно, в результате чего появля ется скучное однообразие: в каждом круп ном городе появились свои «Новые Чере- мушки», стадионы «.Лужники», кинотеатры «Космос», «Мир», «Прогресс», «Победа», кафе «Ветерок» и т. п. А ведь каждая местность имеет свои особенности, и наз вания должны отражать их в эстетической форме. Хочется обратить внимание на профес сиональный авторитет человека. Ведь вся кий работник живет в быту, общается с людьми на улице, в автобусе, в кино, в театре. И здесь красивое поведение может возвысить в глазах окружающих профессию человека. К сожалению, приходится иногда слышать, как развязного, грубоватого субъ екта справедливо упрекают: «А еще инже нер!» В таком случае теряется не только личное достоинство, но и подрывается про фессиональная гордость. Нередко случает ся видеть, как человек с институтским" знач ком некрасиво ест, чавкает, неправильно держит вилку и нож, неуклюже, грубо об ращается к окружающим. Эстетическое развитие необходимо пред ставителю каждой профессии не только как специалисту, но и как человеку, ибо каж дый специалист живет в квартире, одева ется, общается с другими людьми. И здесь он должен проявлять свои художественные вкусы, включаться в эстетическое творчест во. Допустим, получает человек квартиру, и перед ним сразу, встает множество проб лем: как ее красиво, со вкусом обставить, какую выбрать мебель. Тут тоже нужен твопческий подход, потому что все это ре шается каждый раз в неповторимых усло виях — одна комната в квартире или две, три, на северную или южную стороны окна и т. п. Тем более, что цветовое решение ин терьера становится все более сложным, так как новые синтетические материалы дают очень разнообразные цвета и оттенки. А одежда? Над ней работает не только мо дельер, но и тот, кто носит костюм, подби рает к нему украшения и аксессуары. В костюме его владелец проявляет свое «я», костюм выражает его мнение, его художес твенный вкус. И квартира, и одежда также могут возвысить профессиональный автори тет их владельца. Отрадно слышать, когда гости, впервые знакомясь с квартирой, го ворят хозяину: «Сразу видно, что здесь живет врач». Или, скажем, жильцы дома, увидев идущего по двору элегантного моло дого человека, замечают с восхищением: «Вот это инженер!» Да, у нас нет деления людей на сосло вия, на низшие и высшие классы. У нас со циальное деление происходит, в основном, по профессиям, так как общественное поло жение человека определяется его трудом. Сейчас трудно иногда различить на улице или в зрительном зале монтажницу от учи тельницы, работников физического и умст венного труда. Проникновение эстетическо го в каждую профессию не только одухот воряет физический труд, но и поднимает самого работника до уровня интеллигента. Происходит сближение работников умствен ных и физических профессий. Развитие эстетических начал в профес сии имеет большое социальное значение. Широкие массы грудящихся, включаясь в эстетическое творчество, непосредственно участвуют в развитии художественной культуры. Массовое эстетическое творчест во делает художественную сокровищницу нашего общества более богатой и разнооб разной, так как каждый специалист, каж дое предприятие, каждая социальная груп па создают особые, неповторимые ценнос ти. Мир прекрасного раздвигает свои грани цы, он все больше охватывает труд и отдых человека. Красота проникает во все облас ти нашей жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2