Сибирские огни № 03 - 1969
время широко развивается художественное конструирование, и промышленная продук ция представляет не только утилитарный ин терес, но и художественный. Поэтому конст руктор должен знать не только физику, ма тематику, сопромат, но и эстетику, искус ство. А современная машина создается не только конструктором — в ее создании при нимают участие и технологи, и экономисты, и товароведы, в непосредственном произ водстве участвуют рабочие и техники мно гих специальностей. Также коллективно со вершается планировка оборудования, эсте тическое оформление трудовой обстановки. Как правило, этим занимаются советы про изводственной эстетики, в состав которых входят представители различных специаль ностей. Через такие советы проходит мно жество предложений рабочих, техников, ин женеров по эстетическому совершенствова нию производства. Таким образом, решение вопроса— лю бить или не любить искусство — не зависит от воли, желания, выбора того или иного инженера, наладчика, фрезеровщика. Этого требует само современное производство, в котором все большую роль играют чувство гармонии, пропорции, симметрии, архитек турной стройности, высокая эстетическая эмоциональность. Вопрос решается так: хо чешь быть инженером — будь-эстетически развитым человеком Эстетика современно го производства — это и высокое качество продукции, и миллионы рублей экономии, и отличное настроение работника, и сокраще ние простоев, и повышение производитель ности труда, и любовь к предприятию. Не развитый эстетически рабочий, инженер не даст таких показателей, он не будет хоро шим рабочим, хорошим инженером. Можно услышать такое замечание: «Вы говорите о произвопгтвенных профессиях, связанных с технической эстетикой. Но есть же профессии на транспорте, в сельском хо зяйстве, в сфере обслуживания. Какую кра соту создают там специалисты?» Приобщение к искусству вырабатывает творческое отношение ко всякой работе. Оно создает тот тонус, особый подъем ду ховных и физических сил, которые позволя ют человеку любой профессии подходить к делу не бездушно, а творчески, с огоньком, с дерзанием, с поиском и пробой нового. Искусство повышает любовь к своей про фессии, возвышает и одухотворяет ее. Ска жем, какая может быть эстетика в труде шахтера, работающего глубоко под землей, без солнечного света, в пыльном забое. А вот пишет горняк из города Кизила Перм ской области А Шлеин: «Овладев необхо димыми знаниями в рисунке и живописи, я теперь нахожу в жизни и там, глубоко под землей, много интересного и увлекательно го, что меня поражает. Если бы я не ов ладел некоторыми знаниями и навыками в искусстве, то давно уже, может быть, бро сил бы горный труд, но теперь полюбил шахту, и она же мне помогает в творческой работе». Или взять, к примеру, опять-таки вра ча. Эстетически развитый медик не превра тится в «выписывателя» рецептов, не ста нет ставить диагноз по шаблону, он в своей трудной работе станет творить. Врач из по селка Саясан Чечено-Ингушской АССР Ху сейн Шаниев пишет: «Я одинаково люблю специальность врача и приобретенную— танцора. Не могу оставить ни одной. В мо ем понимании врач — это тоже художник, труд для которого радость. Кто знает, мо-р. жет быть, как раз занятия хореографией помогли мне по-новому посмотреть и на ос новную профессию врача». Вернемся к нашим собеседникам на гос- экзаменах в мединституте. Вряд ли они представляют себе, какие трудные эстетичес кие проблемы им предстоит решать в буду щем. Ведь многие из них будут не только лечить, но и станут руководителями боль ниц, главврачами, заведующими отделения ми, а это значит, что им придется занимать ся и эстетическим воспитанием больных, и художественным оформлением медицинских учреждений. Тот, кто побывал в Речкунов- ском санатории под Новосибирском, надол го запомнит созданное в его стенах «цар ство красоты», и заслуга в этом не какого- то художника-профессионала, а главврача, который решил укреплять здоровье отдыха ющих и эстетическими «процедурами»... Каждый работник должен осознать эсте тическую сторону своей специальности, дол жен распространять творческие принципы искусства на всю свою работу: ведь для коммунистического труда характерным ста нет созидание красоты во всяком роде дея тельности. Культурный, вежливый, с отличными ма нерами продавец не только хорошо обслу жит вас, но и доставит своеобразное эсте тическое наслаждение. Вот что пишет Л. Самохина в газете «Молодость Сибири» о работе продавцов магазина № 12 «Тек- стильшвейторга» Новосибирска: «Продавщица берет под руку уже немо лодую женщину, подводит к стенду: — Я вам очень советую, лучше эту ку пите, синюю... — Что вы, мне бы потемнее. — Да зачем вам потемнее? Что вы прежде времени стареть-то собрались? По смотрите, на улице весна, а вы платье ко ричневое шить хотите. Потом, синее вам и к глазам лучше подойдет. Женщина, улыбаясь, соглашается: — Ну, выпишите, побуду еще молодой. Спасибо, милая! Обычная для магазина № 12 беседа. Здесь всегда получишь, добрый совет, по чувствуешь, как внимательны милые девуш ки в форменных халатиках». И представ ляешь, сколько людей побывает за день, за неделю, за месяц в этом магазине, купив не только ткань, но и получив хороший эс тетический совет. Мы сейчас выпускаем все больше доб ротных, надежных товаров, в магазинах, в поездах, в учреждениях нас обслуживают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2