Сибирские огни № 03 - 1969

время широко развивается художественное конструирование, и промышленная продук­ ция представляет не только утилитарный ин­ терес, но и художественный. Поэтому конст­ руктор должен знать не только физику, ма­ тематику, сопромат, но и эстетику, искус­ ство. А современная машина создается не только конструктором — в ее создании при­ нимают участие и технологи, и экономисты, и товароведы, в непосредственном произ­ водстве участвуют рабочие и техники мно­ гих специальностей. Также коллективно со­ вершается планировка оборудования, эсте­ тическое оформление трудовой обстановки. Как правило, этим занимаются советы про­ изводственной эстетики, в состав которых входят представители различных специаль­ ностей. Через такие советы проходит мно­ жество предложений рабочих, техников, ин­ женеров по эстетическому совершенствова­ нию производства. Таким образом, решение вопроса— лю­ бить или не любить искусство — не зависит от воли, желания, выбора того или иного инженера, наладчика, фрезеровщика. Этого требует само современное производство, в котором все большую роль играют чувство гармонии, пропорции, симметрии, архитек­ турной стройности, высокая эстетическая эмоциональность. Вопрос решается так: хо­ чешь быть инженером — будь-эстетически развитым человеком Эстетика современно­ го производства — это и высокое качество продукции, и миллионы рублей экономии, и отличное настроение работника, и сокраще­ ние простоев, и повышение производитель­ ности труда, и любовь к предприятию. Не­ развитый эстетически рабочий, инженер не даст таких показателей, он не будет хоро­ шим рабочим, хорошим инженером. Можно услышать такое замечание: «Вы говорите о произвопгтвенных профессиях, связанных с технической эстетикой. Но есть же профессии на транспорте, в сельском хо­ зяйстве, в сфере обслуживания. Какую кра­ соту создают там специалисты?» Приобщение к искусству вырабатывает творческое отношение ко всякой работе. Оно создает тот тонус, особый подъем ду­ ховных и физических сил, которые позволя­ ют человеку любой профессии подходить к делу не бездушно, а творчески, с огоньком, с дерзанием, с поиском и пробой нового. Искусство повышает любовь к своей про­ фессии, возвышает и одухотворяет ее. Ска­ жем, какая может быть эстетика в труде шахтера, работающего глубоко под землей, без солнечного света, в пыльном забое. А вот пишет горняк из города Кизила Перм­ ской области А Шлеин: «Овладев необхо­ димыми знаниями в рисунке и живописи, я теперь нахожу в жизни и там, глубоко под землей, много интересного и увлекательно­ го, что меня поражает. Если бы я не ов­ ладел некоторыми знаниями и навыками в искусстве, то давно уже, может быть, бро­ сил бы горный труд, но теперь полюбил шахту, и она же мне помогает в творческой работе». Или взять, к примеру, опять-таки вра­ ча. Эстетически развитый медик не превра­ тится в «выписывателя» рецептов, не ста­ нет ставить диагноз по шаблону, он в своей трудной работе станет творить. Врач из по­ селка Саясан Чечено-Ингушской АССР Ху­ сейн Шаниев пишет: «Я одинаково люблю специальность врача и приобретенную— танцора. Не могу оставить ни одной. В мо­ ем понимании врач — это тоже художник, труд для которого радость. Кто знает, мо-р. жет быть, как раз занятия хореографией помогли мне по-новому посмотреть и на ос­ новную профессию врача». Вернемся к нашим собеседникам на гос- экзаменах в мединституте. Вряд ли они представляют себе, какие трудные эстетичес­ кие проблемы им предстоит решать в буду­ щем. Ведь многие из них будут не только лечить, но и станут руководителями боль­ ниц, главврачами, заведующими отделения­ ми, а это значит, что им придется занимать­ ся и эстетическим воспитанием больных, и художественным оформлением медицинских учреждений. Тот, кто побывал в Речкунов- ском санатории под Новосибирском, надол­ го запомнит созданное в его стенах «цар­ ство красоты», и заслуга в этом не какого- то художника-профессионала, а главврача, который решил укреплять здоровье отдыха­ ющих и эстетическими «процедурами»... Каждый работник должен осознать эсте­ тическую сторону своей специальности, дол­ жен распространять творческие принципы искусства на всю свою работу: ведь для коммунистического труда характерным ста­ нет созидание красоты во всяком роде дея­ тельности. Культурный, вежливый, с отличными ма­ нерами продавец не только хорошо обслу­ жит вас, но и доставит своеобразное эсте­ тическое наслаждение. Вот что пишет Л. Самохина в газете «Молодость Сибири» о работе продавцов магазина № 12 «Тек- стильшвейторга» Новосибирска: «Продавщица берет под руку уже немо­ лодую женщину, подводит к стенду: — Я вам очень советую, лучше эту ку­ пите, синюю... — Что вы, мне бы потемнее. — Да зачем вам потемнее? Что вы прежде времени стареть-то собрались? По­ смотрите, на улице весна, а вы платье ко­ ричневое шить хотите. Потом, синее вам и к глазам лучше подойдет. Женщина, улыбаясь, соглашается: — Ну, выпишите, побуду еще молодой. Спасибо, милая! Обычная для магазина № 12 беседа. Здесь всегда получишь, добрый совет, по­ чувствуешь, как внимательны милые девуш­ ки в форменных халатиках». И представ­ ляешь, сколько людей побывает за день, за неделю, за месяц в этом магазине, купив не только ткань, но и получив хороший эс­ тетический совет. Мы сейчас выпускаем все больше доб­ ротных, надежных товаров, в магазинах, в поездах, в учреждениях нас обслуживают

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2