Сибирские огни № 03 - 1969
цесс такого перерастания в широком разви тии художественной самодеятельности, в развитии эстетических начал на производст ве и в быту. В эстетическое творчество втягиваются люди всех профессий. Когда задаешь слесарю, наладчику или доярке вопрос, что дает вам искусство, то в большинстве случаев получаешь довольно краткий и скромный ответ: «это интересно» или «лучше проходит время». А на вопрос, $ какое значение имеет искусство для вашей профессии, многие рабочие, колхозники просто не знают, что ответить. Это свиде тельствует о том, что связь искусства со своей профессией осознается еще далеко не всеми. Получается: работа по своей спе циальности— само по себе, искусство — то же само по себе, им надо заниматься для заполнения свободного времени, а к рабо те оно никакого отношения не имеет. На са мом деле это не так. Искусство всесторон не и гармонически развивает личность, вос питывает эстетическую эмоциональность, вы сокую культуру, что необходимо при сов ременном производстве. С превращением всякого труда в творчество искусство тес нее связывается с любой профессией. Это хорошо выразил на страницах журнала «Клуб и художественная самодеятельность» строитель А. Марчук: «Потребность в ис кусстве естественна для человека не только потому, что это культурный отдых, но и по тому. что своей впечатляющей силой искус ство создает тот определенный тонус, ко торый необходим во всякой работе». Да, красота теперь выходит из стен зри тельных и выставочных залов, она все боль ше сближается с каждой профессией. Д а вайте же посмотрим, что такое красота? Она не является чем-то сверхъестествен ным, а заключена в самих предметах. Не даром такие эстетические категории, как «прекрасное», «возвышенное», «комическое», «трагическое», «героическое» первоначально были прилагательными и означали высшее качество предметов. Предмет можно оце нить как «хороший», «отличный», но ког да мы оцениваем его как «прекрасный», это значит, что он имеет особое, высшее ка чество Красоту можно представить как наи большее совершенство предметов и явле ний. Например, упражнения гимнаста толь ко тогда доставят нам эстетическое наслаж дение, когда они исполнены безукоризнен но, когда восхищают высоким мастерством. То же самое можем сказать и о сделанной на высоком профессиональном уровне дета ли. Если же работа не представляет высо кого качества, мы можем сказать о дета ли «неплохо» или «хорошо», но восхищать ся не станем. Красота — не внешняя позолота, она всегда неотделима от функционального предназначения предмета. Возьмите для сравнения современные воздушные лайне ры ТУ, ИЛы и первые летательные аппа раты, скажем «Блерио», «Илья Муромец»: последние покажутся нам некрасивыми, не уклюжими, будто бы и не предназначенны ми для полета. И действительно, их ско рость и маневренность были низкими. А лайнеры выглядят красивыми и потому, что они более совершенны как летающие маши ны, ибо обладают лучшими аэродинамичес кими качествами. Современный прогресс не отделяет ис кусство от науки и техники, наоборот, он с необходимостью требует проникновения эс тетического в научное и техническое твор чество, во все профессии. Органическое единство рационального и эмоционального совершается сейчас уже не в примитивной форме, как в древности, а на иной основе и в более сложной форме. Без эстетического наслаждения, без чув ства прекрасного невозможно научное твор чество, потому что, во-первых, оно обяза тельно сопровождается эстетическими пере живаниями; во-вторых, если формула, чер теж, теория совершенны, они доставляют знатокам эстетическое наслаждение. Зна менитый физик Гейзенберг, побывав в МГУ, написал на стене в кабинете профессора Д. Д. Иваненко: «Законы физики должны быть такими же изящными, как и формулы математики». А недоброжелательное отно шение Эйнштейна к статистическим зако нам квантовой механики объясняется тем, что он не видел в них внутреннего совер шенства, простоты, чего добивался прежде всего в своих теориях. Выступая в Инсти туте физических проблем, Нильс Бор гово рил об Эйнштейне: «Мне хочется сегодня, когда Эйнштейна уже нет с нами, сказать, как много сделал для квантовой физики этот человек с его вечным, неукротимым стремлением к совершенству, к архитектур ной стройности, к классической закончен ности теорий, к единой системе, на основе которой можно было бы развить всю физи ческую картину». «Совершенство», «архи тектурная стройность», «классическая за конченность»! Оказывается, без «лирики» нет настоящего физика. Физику необходи мо знать, понимать, чувствовать не только Бетховена, но и классическую и современ ную архитектуру, знать и воспринимать за коны искусства и принципы красоты. Чувствовать красоту, знать ее закономер ности — требуется не в меньшей мере и от инженера. Один молодой инженер из авиа- конструкторского бюро О. Антонова расска зывает такой случай Ему была поручена работа над каким-то узлом самолета. После долгой, тщательной работы от показал чер тежи узла генеральному конструктору. — Не то,— заключил Антонов Инженер ушел к себе и засел за расче ты, которые все же были верными. Через некоторое время он опять предстал перед генеральным конструктором. О. Антонов взглянул на чертежи, нахмурился и опять сказал: — Нет, не то. Изумленный инженер попросил объяс нить, в чем заключается его просчет. — Некрасиво. Это вполне естественно. В настоящее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2