Сибирские огни № 03 - 1969

*о художественную литературу, живопись, театр). Литературоведы часто пишут об «интеллектуальной» прозе, о философских стихах. Какие социальные причины вызы­ вают такие суждения? И каково действи­ тельное смещение акцентов в соотношении рационального и эмоционального при сов­ ременном прогрессе? Если оглянуться назад, то нетрудно за­ метить на разных исторических этапах и разное соотношение рационального и эмо­ ционального, научного и эстетического. В истоках человеческой культуры мы видим органическое един^во мысли и чувства. Например, древнеиндийский эпос «Махаб- харата» и «Рамаяна» представлял собой не только свод лирических сказаний, • но и сгусток народной мудрости. Чудесное сочи­ нение Лукреция Кара «О природе вешей» — это и поэма, и философский труд. В то вре­ мя духовная деятельность еще не имела строгой дифференциации; наука, философия, мораль, искусство развивались в комплексе, в котором рациональное и эмоциональное соединялись в простой форме. Затем усиленно развивается специализа­ ция труда — как в материальном производ­ стве, так и в духовной сфере. Философия, наука, искусство, техника отделяются друг от друга и приобретают относительную са­ мостоятельность, но все же они значитель­ но влияют друг на друга. Форма отноше­ ний чувств и разума усложняется, она ста­ новится опосредованной. Правда, в силу не­ равномерного развития духовной деятель­ ности соотношение их изменяется. Так, ска­ жем, философские работы Френсиса Бэко­ на насыщены яркими красками, они по­ этичны (даже одно время предполагали, не пишет .ли он свои художественные про­ изведения под псевдонимом Шекспир), а бурное развитие механики и математики вызвало рационализм Декарта и Лейбница, риторическую, рационалистическую поэзию Буало, каноны искусства классицизма. Своеобразно решал вопрос взаимоотно­ шения мысли и чувства Гегель. Он пола­ гал, что искусство представляет собой низ­ шую. неразвитую ступень, что мысль в про­ цессе развития все больше и больше осво­ бождается от образности и становится бо­ лее «чистой», что эмоциональное познание— удел прошлого, оно уступает место логи­ ческому мышлению. XIX век, век всесто­ роннего развития искусства, не оправдал надежды старого, философа. И все же надо признать, что он предугадал основную тен­ денцию развития специализации труда в буржуазном обществе, когда искусство от­ деляется от производства, художественная деятельность концентрируется почти исклю­ чительно в людях, художниках по профес­ сии, зато почти все другие профессии осво­ бождаются от эстетических моментов в труде. Именно такую, буржуазную, специали­ зацию общественного труда имеют в виду те, кто противопоставляет науку — искусст­ ву, логику — эмоциям. Тенденция развития капиталистического производства и куль­ туры механически, прямолинейно перено­ сится на социалистическое общество. Но ведь технический прогресс при социализме требует свободного, творческого, вдохно­ венного труда, требует работника всесто­ ронне и гармонически развитого. В связи с этим складывается и новая специализа­ ция труда, в которой рациональное гармо­ нирует с эмоциональным. ’ Всякий труд, свободный от эксплуата­ ции, является трудом творческим и вклю­ чает в себя эстетические начала Даже в подневольном труде прорывается иногда творческий порыв. Вспомните, как Горький описывает разгрузку баржи людьми, кото­ рые стосковались по работе — тяжелая, поч­ ти механическая работа превратилась вдруг во вдохновенную игру физических и духов­ ных сил. А народное творчество, бившее ключом даже под самым тяжким игом? Без художественного познания невозмож­ но представить себе жизнь общества, так как человек осваивает действительность не только практически и научно, но и эстети­ чески. Предположим, например, что люди уже побывали на Венере и ученые сообщи­ ли нам о химическом составе ее атмосферы, о строении ее поверхности и т. п. Но если мы не увидим поверхность Венеры образ­ но, в картинах, пусть даже в фотографиях или на кинолен1е, мы испытаем неудовлет­ воренность. наши знания о планете окажут­ ся односторонними, неполными. Человек не может отражать мир только в формулах, чертежах, числах, потому что они представ­ ляют сущность предмета абстрактно, отвле­ ченно от всего красочного, конкретного. Но предмет, явление, писал В И Ленин, всегда богаче сущности, и нам необходи­ мо познавать сущность не только путем абстрактного, мысленного извлечения ее из явления, но и через целостность явления, образно, зримо, т. е. художественным пу­ тем Так что научное познание неотделимо от познания художественного. Эстетическое творчество имеет всеобщий характер. Не каждый человек имеет тягу, скажем, к математике, к хирургии, к радио­ технике, но почти каждый стремится так или иначе к искусству,— говоря словами А. М Горького, «каждый человек по сво­ ей натуре художник» Правда, антагонис­ тическое общество оставило нам в наслед­ ство преимущественно пассивное отношение к искусству, когда человек ограничивается лишь освоением художественных ценностей, но не создает их. Однако и при чтении ху­ дожественной литературы, при просмотре спектакля, фильма, выставки люди, как от­ мечает профессор В Ф. Асмус, тоже тво­ рят в своем воображении, не оставаясь пас­ сивными в полном смысле этого слова. В дальнейшем, при высоком эстетическом раз­ витии самых широких масс трудящихся, та­ кое пассивное отношение к искусству будет перерастать в активное — массы в боль­ шей степени будут сами создавать эстетик ческие ценности. Уже теперь мы видим про*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2