Сибирские огни № 03 - 1969
*о художественную литературу, живопись, театр). Литературоведы часто пишут об «интеллектуальной» прозе, о философских стихах. Какие социальные причины вызы вают такие суждения? И каково действи тельное смещение акцентов в соотношении рационального и эмоционального при сов ременном прогрессе? Если оглянуться назад, то нетрудно за метить на разных исторических этапах и разное соотношение рационального и эмо ционального, научного и эстетического. В истоках человеческой культуры мы видим органическое един^во мысли и чувства. Например, древнеиндийский эпос «Махаб- харата» и «Рамаяна» представлял собой не только свод лирических сказаний, • но и сгусток народной мудрости. Чудесное сочи нение Лукреция Кара «О природе вешей» — это и поэма, и философский труд. В то вре мя духовная деятельность еще не имела строгой дифференциации; наука, философия, мораль, искусство развивались в комплексе, в котором рациональное и эмоциональное соединялись в простой форме. Затем усиленно развивается специализа ция труда — как в материальном производ стве, так и в духовной сфере. Философия, наука, искусство, техника отделяются друг от друга и приобретают относительную са мостоятельность, но все же они значитель но влияют друг на друга. Форма отноше ний чувств и разума усложняется, она ста новится опосредованной. Правда, в силу не равномерного развития духовной деятель ности соотношение их изменяется. Так, ска жем, философские работы Френсиса Бэко на насыщены яркими красками, они по этичны (даже одно время предполагали, не пишет .ли он свои художественные про изведения под псевдонимом Шекспир), а бурное развитие механики и математики вызвало рационализм Декарта и Лейбница, риторическую, рационалистическую поэзию Буало, каноны искусства классицизма. Своеобразно решал вопрос взаимоотно шения мысли и чувства Гегель. Он пола гал, что искусство представляет собой низ шую. неразвитую ступень, что мысль в про цессе развития все больше и больше осво бождается от образности и становится бо лее «чистой», что эмоциональное познание— удел прошлого, оно уступает место логи ческому мышлению. XIX век, век всесто роннего развития искусства, не оправдал надежды старого, философа. И все же надо признать, что он предугадал основную тен денцию развития специализации труда в буржуазном обществе, когда искусство от деляется от производства, художественная деятельность концентрируется почти исклю чительно в людях, художниках по профес сии, зато почти все другие профессии осво бождаются от эстетических моментов в труде. Именно такую, буржуазную, специали зацию общественного труда имеют в виду те, кто противопоставляет науку — искусст ву, логику — эмоциям. Тенденция развития капиталистического производства и куль туры механически, прямолинейно перено сится на социалистическое общество. Но ведь технический прогресс при социализме требует свободного, творческого, вдохно венного труда, требует работника всесто ронне и гармонически развитого. В связи с этим складывается и новая специализа ция труда, в которой рациональное гармо нирует с эмоциональным. ’ Всякий труд, свободный от эксплуата ции, является трудом творческим и вклю чает в себя эстетические начала Даже в подневольном труде прорывается иногда творческий порыв. Вспомните, как Горький описывает разгрузку баржи людьми, кото рые стосковались по работе — тяжелая, поч ти механическая работа превратилась вдруг во вдохновенную игру физических и духов ных сил. А народное творчество, бившее ключом даже под самым тяжким игом? Без художественного познания невозмож но представить себе жизнь общества, так как человек осваивает действительность не только практически и научно, но и эстети чески. Предположим, например, что люди уже побывали на Венере и ученые сообщи ли нам о химическом составе ее атмосферы, о строении ее поверхности и т. п. Но если мы не увидим поверхность Венеры образ но, в картинах, пусть даже в фотографиях или на кинолен1е, мы испытаем неудовлет воренность. наши знания о планете окажут ся односторонними, неполными. Человек не может отражать мир только в формулах, чертежах, числах, потому что они представ ляют сущность предмета абстрактно, отвле ченно от всего красочного, конкретного. Но предмет, явление, писал В И Ленин, всегда богаче сущности, и нам необходи мо познавать сущность не только путем абстрактного, мысленного извлечения ее из явления, но и через целостность явления, образно, зримо, т. е. художественным пу тем Так что научное познание неотделимо от познания художественного. Эстетическое творчество имеет всеобщий характер. Не каждый человек имеет тягу, скажем, к математике, к хирургии, к радио технике, но почти каждый стремится так или иначе к искусству,— говоря словами А. М Горького, «каждый человек по сво ей натуре художник» Правда, антагонис тическое общество оставило нам в наслед ство преимущественно пассивное отношение к искусству, когда человек ограничивается лишь освоением художественных ценностей, но не создает их. Однако и при чтении ху дожественной литературы, при просмотре спектакля, фильма, выставки люди, как от мечает профессор В Ф. Асмус, тоже тво рят в своем воображении, не оставаясь пас сивными в полном смысле этого слова. В дальнейшем, при высоком эстетическом раз витии самых широких масс трудящихся, та кое пассивное отношение к искусству будет перерастать в активное — массы в боль шей степени будут сами создавать эстетик ческие ценности. Уже теперь мы видим про*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2