Сибирские огни № 03 - 1969

А. ПЕПЕЛЫШЕВ П р о ф е с с и я и к р а с о т а Во многих высших учебных заведениях Новосибирска нередко проводятся диспуты о будущей профессии, о ее нравственной стороне и социальной значимости. Но часто ли говорим мы, работники вузов, о специа­ листах разных профилей как о создателях красоты в ее всевозможных проявлениях? К сожалению, нет. Эстетическое воспитание студента в институте не поставлено еще на должную высоту... Врач... Все&1 известно, что о н— творец добра. Но является ли он также и созда­ телем красоты, вносит ли какой-то вклад в развитие эстетической сокровищницы об­ щества? Не всякий студент-медик ответит на этот вопрос утвердительно. «Что вы, ведь врач не художник, не артист, он ле­ чит больных». На государственных экзаме­ нах по марксистско-ленинской философии выявляется культурный уровень будущего специалиста, в том числе — его художест­ венное развитие. Однако в этом отношении ответы экзаменующихся часто прямо-таки удручают членов комиссии. Вот, например, профессор Тамара Даниловна Никитина, сама большой любитель и знаток искусства, спрашивает выпускника: — Кто из сибирских поэтов вам боль­ ше нравится? И молодой человек, бойко отвечавший на вопросы билета, замолкает и после му­ чительных размышлений с детской откро­ венностью признается: — Никого не читал. — А вообще — из русских, советских? Опять длительное молчание. — Некогда читать, я работаю. Действительно, времени у студентов — в обрез. Но только ли в этом дело? Сту­ дент стремится получить диплом врача, он изучает науки, знание которых необходимо ему как специалисгу-медику. А искусство? Искусство не входит ни в одну учебную программу, по нему нет ни экзамена, ни зачета, оно ему, как специалисту, якобы не нужно. Если кто и занимается им, то будто бы лишь для души, для собственно­ го удовольствия, но не ради специального образования. Передо мной, тоже на госэкзамене, си­ дит умная, со вкусом одетая девушка, при­ ятная собеседница. Видно, что она неплохо знает литературу, любит кино, часто ходит в театр. Когда же речь заходит о живописи, то оказывается, что с творчеством совре­ менных художников она совершенно не знакома. Но, к моему удивлению, она ни­ сколько не почувствовала какого-то изъяна в своем образовании. — Это же не входит в программу,— с чуть заметной обидой говорит она. Ее нетрудно понять. [\огда выпускница говорила о литературе, о театре и кино, она явно стремилась показать, что она че­ ловек эстетически развитый и знает на­ много больше, чем требуют учебные прог­ раммы в институте. Однако когда почувст­ вовала в себе слабинку, то решила заго­ родиться надежным щитом — опять-таки программой. Мол, и так зашли далеко в сторону. — Как вы думаете, нужно ли врачу знать искусство? — спрашиваю девушку. — Вообще-то, врач должен быть куль­ турным. Но прежде всего он должен ле­ чить. — А что значит — лечигь? Оказалось, что это привычное слово — понятие сложное и емкое. Лечить— это не значит лишь выслушивать и выстукивать больного, выписывать рецепты, делать хи­ рургические операции и т. д. и т. п. Ле­ чить— это значит иметь дело с. человеком не только как с биологическим сущес*вом, но и как с социальным явлением Врач сталкивается не только с патологией гола, но и с патологией души, мысли, всего внут­ реннего мира. А внутренний мир наших сов­ ременников сложен, эстетически бога г, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2