Сибирские огни № 03 - 1969
А. ПЕПЕЛЫШЕВ П р о ф е с с и я и к р а с о т а Во многих высших учебных заведениях Новосибирска нередко проводятся диспуты о будущей профессии, о ее нравственной стороне и социальной значимости. Но часто ли говорим мы, работники вузов, о специа листах разных профилей как о создателях красоты в ее всевозможных проявлениях? К сожалению, нет. Эстетическое воспитание студента в институте не поставлено еще на должную высоту... Врач... Все&1 известно, что о н— творец добра. Но является ли он также и созда телем красоты, вносит ли какой-то вклад в развитие эстетической сокровищницы об щества? Не всякий студент-медик ответит на этот вопрос утвердительно. «Что вы, ведь врач не художник, не артист, он ле чит больных». На государственных экзаме нах по марксистско-ленинской философии выявляется культурный уровень будущего специалиста, в том числе — его художест венное развитие. Однако в этом отношении ответы экзаменующихся часто прямо-таки удручают членов комиссии. Вот, например, профессор Тамара Даниловна Никитина, сама большой любитель и знаток искусства, спрашивает выпускника: — Кто из сибирских поэтов вам боль ше нравится? И молодой человек, бойко отвечавший на вопросы билета, замолкает и после му чительных размышлений с детской откро венностью признается: — Никого не читал. — А вообще — из русских, советских? Опять длительное молчание. — Некогда читать, я работаю. Действительно, времени у студентов — в обрез. Но только ли в этом дело? Сту дент стремится получить диплом врача, он изучает науки, знание которых необходимо ему как специалисгу-медику. А искусство? Искусство не входит ни в одну учебную программу, по нему нет ни экзамена, ни зачета, оно ему, как специалисту, якобы не нужно. Если кто и занимается им, то будто бы лишь для души, для собственно го удовольствия, но не ради специального образования. Передо мной, тоже на госэкзамене, си дит умная, со вкусом одетая девушка, при ятная собеседница. Видно, что она неплохо знает литературу, любит кино, часто ходит в театр. Когда же речь заходит о живописи, то оказывается, что с творчеством совре менных художников она совершенно не знакома. Но, к моему удивлению, она ни сколько не почувствовала какого-то изъяна в своем образовании. — Это же не входит в программу,— с чуть заметной обидой говорит она. Ее нетрудно понять. [\огда выпускница говорила о литературе, о театре и кино, она явно стремилась показать, что она че ловек эстетически развитый и знает на много больше, чем требуют учебные прог раммы в институте. Однако когда почувст вовала в себе слабинку, то решила заго родиться надежным щитом — опять-таки программой. Мол, и так зашли далеко в сторону. — Как вы думаете, нужно ли врачу знать искусство? — спрашиваю девушку. — Вообще-то, врач должен быть куль турным. Но прежде всего он должен ле чить. — А что значит — лечигь? Оказалось, что это привычное слово — понятие сложное и емкое. Лечить— это не значит лишь выслушивать и выстукивать больного, выписывать рецепты, делать хи рургические операции и т. д. и т. п. Ле чить— это значит иметь дело с. человеком не только как с биологическим сущес*вом, но и как с социальным явлением Врач сталкивается не только с патологией гола, но и с патологией души, мысли, всего внут реннего мира. А внутренний мир наших сов ременников сложен, эстетически бога г, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2