Сибирские огни № 03 - 1969
— А зачем ему? Пусть это сделает ав томат (тут я вспомнил про магазин, про очереди у кассы). Надо машину заставить работать. Пускай она решает, какие ресур сы потребуются, сколько людей понадо бится для того, чтобы выполнить работы, попавшие, скажем, на критический путь. А теперь, читатель, мы предлагаем вам превратиться в директора крупного проект ного института. Итак, вам, товарищ директор, «спусти ли» задание: спроектировать металлургиче ский завод. За год. Вы распределяете ра боты между проектными группами и там, строго учтя возможности, определяют, в ка кое время задание будет выполнено. Эта информация поступает к вам, и вы должны принять решение, то есть установить режи мы и сроки выполнения работ таким обра зом, чтобы цели проекта и имеющиеся в ин ституте возможности сочетались в наилуч шем виде. Идет время, и в зависимости от того, как движется работа над проектом, вам прихо дится принимать новые решения. Обстоя тельства складываются так, что решений приходит множество, а принять надо одно. Причем такое, какое в наибольшей степени соответо вовало бы цели. Но для того, что бы считать, что выбранный вариант решения соответствует поставленной цели, необходи мо уметь количественно оценивать степень достижения цели при каждом варианте ре шения Следовательно, процесс принятия решения может быть описан математически, функцией Назовем такую функцию целевой. В итоге вся задача сводится к нахождению максимального (или минимального) значе ния целевой функции. Ведется поиск того конкретного решения (официально его кли чут аргументом), которое и приводит к зна чению целевой функции. То, что мы нашли — это оптимально, лучше всего. Оно— это «лучше всего» — отыскивается вычислитель ной машиной, которая как бы взвешивает каждый вариант и отвергает все случайное и ущербное. Итак, решение, найдено и принято. Но директор в институте — один. И в то же время он не бог. Директору надо за всем уследить, все знать. Доля у него тяжкая. Ело усилий не безграничны, он не в состоя нии каждой проектной группе уделить столько внимания, сколько бы ей хотелось. Директор, если он дельный директор, стре мится сосредоточить свое внимание на главных работах. Однако число этих глав ных работ, порой, столь велико, а связи между ними столь многообразны, что ни опыт, ни интуиция не спасают его от оши бок. Выход один: упорядочить информацию, поступающую в ходе работы над проектом. Упорядочить по степени ьажности ее для директора института. И здесь гоже можно прибегнуть к помощи вычислительной ма шины. Авдеев и его сотрудники теоретически и практически доказали, что при выполнении сложных проектов можно автоматизиро вать и процесс выбора оптимальных режи мов работ и анализа текущей обстановки. Ценность новой идеи не может ограни чиваться только сегодняшним практическим результатом. Она высекает другие новые идем, порою еще более значительные. Авдеев начинал не на голом месте, ему были зна комы труды и Гастева и Тейлора и Эмер сона, но он сделал «привязку» идеи к ны нешней нашей действительности и ушел вперед. Он действует в русле той тенден ции, которая всегда была сильна: стремится к наиболее полному использованию возмож ностей, коими обладает научно-техническая идея. Автоматизация процессов планирова ния, управления, принятия решений и т. д . - это потребность века. Удовлетворить ее нельзя, не насытив науку и производство электронно-вычислительными машинами, У нас — увы!— еще далеко до насыщения. Здесь мы отстаем не только от самых пере довых капиталистических стран, но и от тех, что заполняют середину. Правда, в последние годы сделан ры вок, постановления партии и правительства вселяют уверенность, что вскоре мы пре одолеем это отставание. — Задача сложнейшая,— говорили мне ученые самого разного «профиля»,— а ре шение ее имеет большее значение, чем, к примеру, создание водородной бомбы. Помню, в детстве я был постоянно пере полнен удивлением. Пришел лейтенант с двумя «кубарями» в петлицах — восторг! Появилась на улице «эмка» — глаз не отор ву, пока она за углом не скроется. Загудел паровоз где-нибудь за мостом — бегу к на сыпи, не переводя дыхания. А уж ебли уви жу на грохочущих платформах «живой» танк — тут мое восхищение попросту пере дать невозможно. Да что гам танк — я мог преклоняться перед... велосипедом. А вот нынешние мальчишки не слишком- то расположены к восторгам. У меня нет оснований заподозрить в них равнодушие, их тоже покоряет смелость, привязывает доброта, увлекает бескорыстие, но автома шины, тракторы, экскаваторы, краны вызы вают самые умеренные чувства. Их много теперь, этих машин и механизмов. Так мно го, что иногда они напоминают злого джин на, выпущенного из бутылки. Мальчишкам тоже, по-видимому, никакого удовольствия не доставляют улицы, запруженные само свалами и грузовиками. Пришло время обуз дать джинна, подчинить машинный хаос стройной автоматизированной системе управ ления. Другие эмоции будоражат ребятню, дру гие машины и герои Потому что другие за дачи решает человечество. Главнейшая из них — выдача «на-гора» совершенных средств автоматизации и управления В перечне будущих открытий, составлен ном многими учеными Европы и Америки, на первом месте стоит такой прогноз: до 1970 года будет наблюдаться десятикрат ный рост капиталовложений в средства ав томатизации и управления.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2