Сибирские огни № 02 - 1969
дит его в зал, вводит как взрослого, как равного. «Знакомьтесь, поэт Андрей Хромов». И некто, с бледностью Блока, с откатым лбом Брюсо- ва и с хохолком Мандельштама — берет Андрея под руку... И у Андрея — сейчас, на диване —ухает сердце и потеют ладони, и он со страхом думает о проклятой букве «т», перед которой он — черт! —заикается! Мать стонуще вздохнула во сне. Не идет Юл. Юл веселится. Юл и вся его компания. Феша в своей нахальной кепке, черноглазые братья Тарасютины. И где это они шляются, хотя бы знать,—в ночную-то размокренную пору, когда давно уже позакрыты все кино, все театры, все парки и все стадионы. Шляются как дураки по улицам, а ты не спи —жди! Андрей повернулся с левого бока на спину, заложил руки под голо ву. Нет, конечно, он не только злится на Юла, он'и завидует ему,— за видует его беспечности, его ранней возмужалости, преданности его дру зей, завидует тому, что все зовут его не Юлианом или Юлькой, а корот ким и ласковым — «Юл». И еще завидует — тайке, которой наглухо укрыта жизнь брата. Конечно, завидует. Но зато у него, у Андрея, есть стихи, есть суб ботний вечер и есть утро воскресенья! У него уже скопилось за неделю семьдесят копеек серебром и медью, и мама даст воскресные тридцать копеек на кино, а он не в ки но, а он со своим рублем в кармане — вдоль обшарпанной Китайгород ской стены, мимо полок, мимо стоек, мимо ящиков с книгами, мимо книжных гор на земле — ройся, ищи, выбирай, перелистывай, вдыхай пыльную сладость, запах времени и судьбы,—- торгуйся за пятачок, ухо ди и возвращайся, вымаливай — крутись вокруг Прохора Корнеевича, который неподвижно сидит на низкой скамеечке — бородатый, с рых лым, лиловым носом, в боярской залоснившейся шубе до пят —и зимой и летом! —повздыхай, поморгай,—и вдруг блеснут маленькие, в кро вавых жилках глаза, пухлая рука нырнет в книжную россыпь, выта щит книжицу и, охнув, не,считая, бросишь все денежки в эту руку — и, спотыкаясь, оглядываясь, пойдешь прочь, читая на ходу: «О, небо, небо, ты мне будешь сниться...» А Юла все нет. Тихо. Тихо в комнате. Рядом с окном по обрубленной водосточной трубе с неравномер ным шумом стекает дождевая вода. Шелестит полуоголенными ветвя ми корявая липа из каменной глубины двора. Это осень шумит в водо сточной трубе. Это осень перебирает последние листья. Это осень бро сает в комнату охапки сырого холодного воздуха. А Юла все нет. Заявится под утро, и сам еще завтра посмеется над ночными стра хами матери и брата. Или будет молча ухмыляться, уткнувшись за обе дом в книжку. Посмотрел бы он сейчас на маму, сейчас, в три часа ночи! Побе речь бы все-таки ее! Ведь ей сегодня и без того плохо. Может же быть так плохо из-за двух строчек в газете! Как там в газете про маму? «При-ми-рен-ка». Это мама-то — примиренка!.. И совсем не идет к ней это придуман ное, частушечное слово. Ну, как же она могла не сказать —там, на собрании,— что знает Пихтина еще по фабричным сходкам, и когда эмигрантами в Стокголь ме, и по подполью петлюровского Киева! И вообще —Пихтин, рабо* в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2