Сибирские огни № 02 - 1969

шавших имя Ленина, про парусник «Товарищ» у берегов ледяной Ан­ тарктиды. И ему хотелось, чтобы стихи Варфоломеева понравились —и раб­ факовцу, и тому, с завода, и черт побери, этому важному Иегулову! Андрей невольно заглянул в блокнот своего соседа: «Варфоломеев. Пафос гражданской войны. Тема интернационализма. Классовый смысл». И стихи сразу потускнели... Он почувствовал на себе чей-то взгляд и поднял голову. Это, прислонившись к дверному косяку, смотрел на Андрея запоз­ давший Даня Дрозд —белый воротничок, пестрый галстук и сверток корректур под мышкой. Наверное, из типографии.. А может, и не из типографии. 4 Может, в свертке коньки, а не корректура. Но смотрел он на Андрея, как всегда, с теплой улыбкой: «И ты? Ладно, давай послушаем». Варфоломеев, взмахнув последний раз рукой, сел. Выпуклые блестящие глаза Лебедева прошлись по молодым лицам. Задвигались плечи, заерзали ноги. Кому же охота первому? — Что же, Иегулов, давайте с вас, по традиции. Иегулов поднялся, раскрыл блокнот. Но даже и не глянул в записи. — Мы утверждаем, что пролетарский писатель —пролетарский тогда, когда он по-пролетарски пишет на любую тему. Здесь, на этом кружке, нечего доказывать, что мы за классовую отчетливость... Голос ровный и глухой, словно обложенный ватой. Ух, как ворочается на стуле бедный мой Леня Варфоломеев. — И нечего делать в пролетарской литературе тому, кто не хочет служить своему классу! Тяжелый испытующий взгляд Иегулова обводит эти наивные, до­ верчивые лохматые головы, эти молодые безусые лица... Как напряженно они ждут приговора. — Так вот, служит ли поэзия товарища Варфоломеева своему классу? И тот самый голос, что раньше спрашивал про бутерброды, теперь «тоненько, почти всхлипывая, произносит: — Свой же он, честное с,тово, свой. Ну, головой ручаюсь! Все засмеялись. И Лебедев с Купавиным, и Варфоломеев, и Дрозд. Иегулов с одобрением кивнул в сторону голоса: — Правильно, товарищ, классовое чутье вам верно подсказало. Но тут все испортил Дрозд. Он, не спросясь, заговорил прямо от двери,—блестя глазами сквозь стекла очков. — Все бы хорошо, Иегулов, только где стихи, где музыка, где ис­ кусство? Где то, что Плеханов называл «вечным во временном?» «Могу­ чие красные полки, как мор.ские волны, катились на врага». Так пишет иаш уважаемый Гаврила Купавин. И это музыка прозы? «И над ска­ лами Кавказа гордо реет красный флаг». Это стихи Леонида Варфо­ ломеева. И это музыка поэзии? А по-моему, мало еще быть пролетар­ ским. Надо еще помнить, что слово —это бог. И что это творится с Иегуловым? Дрозд —против него, а он улы­ бается! Конечно, товарищ Дрозд —не новичок. Конечно, товарищ Дрозд — человек начитанный. Конечно, товарищ Дрозд владеет стихом лучше & Сибирские огни № 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2