Сибирские огни № 02 - 1969

гое—из цикла «Ясень», третье — из юморис­ тической части сборнику «Смешливые ка- вельки». И дело не в том, что каждое из трех могло оказаться в любом другом цик­ ле (ибо юмора в «Смешливых капельках» так же мало, как и в двух других циклах). Дело в бедности поэтической мысли, в не­ умении владеть словом, в необязательнос­ ти, придуманности, случайности многих эпи­ тетов, метафор. Прежде всего обнаруживается в стихах И. Грудева их мнимая многозначительность. Она не только в «Симфонии жизни», но и в таких стихотворениях, как «Три шага», «Лупа», «Земля и небо», «Как жизнь, не­ сется волнами вода...», «Молодым», «Своя линия», «Верность», «Космонавтам», «Мно­ го лет спустя», и т. д. и т. и. Открытия, ко­ торые делает автор, сделаны задолго до него. Ложное глубокомыслие в сочетании с такими «открытиями» делает стих пустым, ненужным. Примеров много. Вот один: Березу Языки огня Всю очернили. О бгорелая... Ко поднимаются Из пня Ростки Не черные. А белые. Вот какое «но» — «неожиданное», как белое молоко от черной коровы! И кроме ъо го — небрежность: вроде бы есть обго­ релая береза, но — откуда же тогда пень? И ростки березы — не от рифмы ли побе­ лели? И как — «из пня»? Что-то не ве­ рится... Березе, надо заметить, не повезло с са­ мого первого стихотворения сборника. И. Грудев сравнил ее с песней, но срав­ нил по такому признаку, чго получилась нелепость: березонька, оказалось, «так сло­ жена, что из нее и листика не выбросишь». Красиво сказано? Может быть. Но красо­ т а— в реальности все-таки. Поэт может веников запасти на всю зиму, но береза останется березой. Неточность, небрежность, расхлябан­ ность (это точнее, чем «раскованность») — самые характерные приметы сборника. Вот (тоже «глубокомысленные») стихи о рус­ ском лесе: Он землю свою Береж ет, Как солдат: Березы, дубы Д а ели... Лес бережет землю. Не ново, но верно. Но поэт уточняет, что лес... сам себя бере­ жет. Очень нравится И. Грудеву вешать, а не говорить, «провозглашать красивым сло­ гом». Ради красивости он щедро жертвует смыслом, точностью, правдой: И символы природы Знамениты. О них никак Н ельзя не рассказать: Осенний лист, Дождинкой-пулей Сбитый. Прикроет сердцем Землю-мать. Красиво? Еще бы! Как белые лебеди на фоне пальм у базарного живописца. Только вот «знамениты» — вместо «знаме­ нательны». Но «знаменательные симво­ лы»— это «символы символичные». Только вот пустота заполнена пустой строкой («О них... не рассказать»). Только вот лист, прикрывающий «сердцем» землю,— красивенькая чепуха... Ничем, кроме стремления к красивой многозначительности, не объяснишь и люб­ ви автора к известным именам. Посвяще­ ния И. Грудева звучат весомо, но не при­ бавляют смысла стихам: «М. А, - Шолохо­ ву», «Космонавтам», «М. И. Кутузову* (представьте, как приятно было бы Михаи­ лу Илларионовичу услышать, что он — «од­ ноглазая мудрость России»!), «П. И. Чай­ ковскому», «И. Репину», «Сервантесу», «Ни­ колаю Тихонову» И даже такое: «Бетхове­ ну. Памяти Юлиуса Фучика». Что нового узнаем мы, допустим, из стихотворения «Рембрандт»? Он нищим умирал. Искусства бог. Творил весь мир. Любя свое отечество... Полушки он На старость Не сберег — Сберег он клад На старость Человечеству! Свежо звучит —- «старость человечества», но — справедливо ли? Взгляд поэта иа дру­ гих великих тоже не оригинален — зариф­ мованы сведения из школьных учебников, либо приблизительные и не новые ассоциа­ ции (Пушкин...— «сердцем — Африки мате­ рик и как русский простор — душой»), В аннотации, открывающей книжку, на­ писано: «В этой новой книге поэт Игорь Грудев верен своей творческой манере: об­ разное осмысливание действительности, вы­ раженное в краткой форме». Краткость есть. А вот «осмысливания» да еще и «образного» — явная нехватка. Поэтому и штампы («Африка имеет форму сердца» — не находка И. Грудева), и пере­ сказывание чужих открытий. Есть у Мая­ ковского — одно из первых — стихотворе­ ние: Я сразу смазал карту будня. Плеснувши краску из стакана: Я показал на блюде студня Косые скулы океана... Эту «действительность образно осмысли­ вает» автор «Раскованности»: его худож­ ник— ...Казалось, Из стакана Все к р я с и На мольберт Плеснул .. Взъярились

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2