Сибирские огни № 02 - 1969
тать ее еще раз. Хорошее чувство, возни кающее далеко не всегда. Герой рассказа «Сто шестой элемент», практикант факультета журналистики Сень ка, произносит: — Говорят, чтобы хорошо о чем-то написать, надо самому все это про чувствовать. Не возьму на себя смелость утверждать, сколь правомерно это предположение, но там. где жизненный материал был знаком А. Лиханову досконально, его ожидала серьезная творческая удача. Я имею в виду повеоь «Чистые камушки», являющуюся как бы продолжением « З в е з д е сентябре». Дело не в том, что в этих повестях разные герои. Автор продолжает глубоко и осно вательно разрабатывать одну и ту же гему. В первой повести дойро и зло, в ребячьем представлении; лежало тГа поверхности, как черная земля и белый снег. В «Чистых ка мушках» формула «добро — зло» сложней и многозначней Казалось бы, конец войны принес только радость Михасику. И, по чис то внешним приметам, это действительно так: вернулся с фронта отец, у крутой лест ницы «Кардаковского» дома продавщица Фролова торгует мороженым, открывается коммерческий магазин, дома появляются конфеты. Но война изломала людей не только физически. Произошла сложнейшая деформация человеческих душ. И раньше всех это ощутили и почувствовали дети. «Бабушка Ивановна принесла отцу та зик запаять. Она в нем белье стирает. Отец тазик запаял, и тоже посмотрел в угол, и тоже, как всем, сказал Ивановне тихо: — Два рубля. И Михасик видел, как растерялась Ива новна, как оставила она тазик, пошла в коридор, а потом принесла два рубля. Ми- хаська смотрел на маму— она бренчала кастрюлями совсем рядом и видела, видела же все. Но мама ничего не сказала. — Это же Ивановна!— сказал Михась- ка отцу, глядя на него так. будто видел в первый раз.— Ивановна, понимаешь? Они плохо живут. У них мать задавили. Отец удивленно посмотрел на Михаську и ответил: — Ну и что? Словно ничего не случилось. Не было. Не произошло. И мать громыхала кастрю лями Михаська смотрел на отца со страхом, с ужасом, с обидой, и в глазах у него сто яли слезы. Отец взглянул на него снова и снова ничего не заметил. Не захотел». В сложное послевоенное время дети стали совестью взрослых. В рассказах, ранее упомянутых, герои, а вместе с ними и автор, чурались слож ных жизненных ситуаций, не стремились осмыслить и понять их. Двенадцатилегний же герой «Чистых камушков» не убегает от горьких и пугающих вопросов. Не* беда и то. что в повести он ищет — пусть по-дет ски непосредственно — лишь виновника всех бед. Важно другое — А. Лиханов без мен торства, без назидательности говорит сво им читателям главное— нельзя жить как живется, нельзя хватать сколько можешь, лишь бы тебе было хорошо... «Чистые камушки» — повесть о времени, не менее горьком, чем военное детство, о наивных радостях и просыпающемся благо родстве, о становлении высоких душевных качеств героев, психологию, характер ко торых писатель хорошо понимает. Название разделов последней книги А. Лиханова — «Обнимаю землю», «От крываю сердце», «Смотрю в глаза»,— вы ражают, на мой взгляд, творческую кон цепцию писателя, идущего к читателю с открытым сердцем, пытливо глядящего в глаза героям будущих книг, не забывающе го о том, что, как говорил поэт, «твои глаза — круг сердца моего». В. К л е п и к о в РАСКОВАННОСТЬ БАНАЛЬНОСТИ ~”Тривести целиком три стихотворения 1 1необходимо. Первое — «Симфония жизни»: То звуки Ангельски нежны. То —стоны урагана.« Д а. годы жизни Не равны. Как трубы у органа. Второе — без названия: Вновь застывает Серая вода... Все замерло. Н е встретишь И козявки... Опять уходит мир В скорлупку льда. Ч т б ы проклюнуться Весной Цыплячьей травкой, И третье (тоже без названия): И ветер Занят лепкой. Там в высоте. Вдали Н адел из тучи Кепку На голову Земли. Стихотворения эти взяты из нового сбор ника Игоря Грудева «Раскованность»1. Од н о— из цикла «Строгая доброта», дру 1 Игорь Г р у д е в. Раскованность, Стихи., М., «Сов. Россия». 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2