Сибирские огни № 02 - 1969

тать ее еще раз. Хорошее чувство, возни­ кающее далеко не всегда. Герой рассказа «Сто шестой элемент», практикант факультета журналистики Сень­ ка, произносит: — Говорят, чтобы хорошо о чем-то написать, надо самому все это про­ чувствовать. Не возьму на себя смелость утверждать, сколь правомерно это предположение, но там. где жизненный материал был знаком А. Лиханову досконально, его ожидала серьезная творческая удача. Я имею в виду повеоь «Чистые камушки», являющуюся как бы продолжением « З в е з д е сентябре». Дело не в том, что в этих повестях разные герои. Автор продолжает глубоко и осно­ вательно разрабатывать одну и ту же гему. В первой повести дойро и зло, в ребячьем представлении; лежало тГа поверхности, как черная земля и белый снег. В «Чистых ка­ мушках» формула «добро — зло» сложней и многозначней Казалось бы, конец войны принес только радость Михасику. И, по чис­ то внешним приметам, это действительно так: вернулся с фронта отец, у крутой лест­ ницы «Кардаковского» дома продавщица Фролова торгует мороженым, открывается коммерческий магазин, дома появляются конфеты. Но война изломала людей не только физически. Произошла сложнейшая деформация человеческих душ. И раньше всех это ощутили и почувствовали дети. «Бабушка Ивановна принесла отцу та­ зик запаять. Она в нем белье стирает. Отец тазик запаял, и тоже посмотрел в угол, и тоже, как всем, сказал Ивановне тихо: — Два рубля. И Михасик видел, как растерялась Ива­ новна, как оставила она тазик, пошла в коридор, а потом принесла два рубля. Ми- хаська смотрел на маму— она бренчала кастрюлями совсем рядом и видела, видела же все. Но мама ничего не сказала. — Это же Ивановна!— сказал Михась- ка отцу, глядя на него так. будто видел в первый раз.— Ивановна, понимаешь? Они плохо живут. У них мать задавили. Отец удивленно посмотрел на Михаську и ответил: — Ну и что? Словно ничего не случилось. Не было. Не произошло. И мать громыхала кастрю­ лями Михаська смотрел на отца со страхом, с ужасом, с обидой, и в глазах у него сто­ яли слезы. Отец взглянул на него снова и снова ничего не заметил. Не захотел». В сложное послевоенное время дети стали совестью взрослых. В рассказах, ранее упомянутых, герои, а вместе с ними и автор, чурались слож­ ных жизненных ситуаций, не стремились осмыслить и понять их. Двенадцатилегний же герой «Чистых камушков» не убегает от горьких и пугающих вопросов. Не* беда и то. что в повести он ищет — пусть по-дет­ ски непосредственно — лишь виновника всех бед. Важно другое — А. Лиханов без мен­ торства, без назидательности говорит сво­ им читателям главное— нельзя жить как живется, нельзя хватать сколько можешь, лишь бы тебе было хорошо... «Чистые камушки» — повесть о времени, не менее горьком, чем военное детство, о наивных радостях и просыпающемся благо­ родстве, о становлении высоких душевных качеств героев, психологию, характер ко­ торых писатель хорошо понимает. Название разделов последней книги А. Лиханова — «Обнимаю землю», «От­ крываю сердце», «Смотрю в глаза»,— вы­ ражают, на мой взгляд, творческую кон­ цепцию писателя, идущего к читателю с открытым сердцем, пытливо глядящего в глаза героям будущих книг, не забывающе­ го о том, что, как говорил поэт, «твои глаза — круг сердца моего». В. К л е п и к о в РАСКОВАННОСТЬ БАНАЛЬНОСТИ ~”Тривести целиком три стихотворения 1 1необходимо. Первое — «Симфония жизни»: То звуки Ангельски нежны. То —стоны урагана.« Д а. годы жизни Не равны. Как трубы у органа. Второе — без названия: Вновь застывает Серая вода... Все замерло. Н е встретишь И козявки... Опять уходит мир В скорлупку льда. Ч т б ы проклюнуться Весной Цыплячьей травкой, И третье (тоже без названия): И ветер Занят лепкой. Там в высоте. Вдали Н адел из тучи Кепку На голову Земли. Стихотворения эти взяты из нового сбор­ ника Игоря Грудева «Раскованность»1. Од­ н о— из цикла «Строгая доброта», дру­ 1 Игорь Г р у д е в. Раскованность, Стихи., М., «Сов. Россия». 1968.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2